Плоты туристические на надувных
элементах плавучести.
По мере развития водного туризма и освоения новых
сложных рек появились суда нового класса, в том числе
каркасные плоты на надувных элементах плавучести.
Возможности плотов максимально проявляются прежде всего на мощных реках с
препятствиями. На них осваиваются наиболее сложные реки Саян, Алтая, Средней
Азии.
Главное
преимущество плотов перед другими типами
судов заключается в том, что наилучшее положение плотов при прохождении препятствий
соответствует положению наилучшего управления судном, так как плот при
управлении смещается поперек потока.
Использование для управления поперечного перемещения в потоке независимо от того,
производится это перемещение веслами или гребями, является основным
отличительным признаком этого класса судов.
В этой главе
рассматриваются 11 конструкций плотов,
используемых в настоящее время в водном туризме.
|
|
Прежде чем начать описание конкретных конструкций, разберем устройство их элементов.
Основные элементы плота.
Каркас.
аркас (рама) является основой плота, к которой
крепятся надувные элементы плавучести. Каркас состоит из поперечных и продольных элементов. Для исключения (или уменьшения) смещений по диагонали могут
ставиться укосины. В
конструкциях металлических плотов роль укосин выполняют косынки,
соединяющие элементы плота: трубы, уголки
(рис. 6).

Каркас в зависимости от необходимых требований может
изготовляться по-разному. Любая конструкция — это всегда компромисс
между различными, часто
противоположными, требованиями. С одной стороны, необходимо, чтобы плот, и прежде всего каркас, был достаточно жестким и прочным, чтобы на нем было удобно стоять и работать, закреплять
запасную гребь. С другой стороны, жесткий каркас при
попадании в аварийные ситуации и на мощных сливах из-за
концентрации напряжений
разламывается. Мягкий и гибкий каркас позволяет плоту огибать камни,
распределяет нагрузку на надувные элементы. Предел мягкой
конструкции — это двуставный, а точнее,
многоставный плот. В свое время И. Потемкин писал: «Можно ожидать, что для преодоления сильно забитых камнями рек
появятся сочлененные надувные плоты, рама которых
состоит из нескольких
поставленных одна за другой независимых секций». Безусловно, для мелководных участков с небольшим уклоном реки такие конструкции
целесообразны. Но, как уже отмечалось, на большой воде проявляются недостатки таких сверхмягких конструкций
из-за отсутствия возможности закрепить запасную гребь, а также из-за
подламывания и
переворачивания плота при навале носом па препятствие в силу малых продольных
остойчивостей его половинок (элементов).
Оговорим понятие жесткости и прочности. Жесткость — это свойство конструкции
противостоять деформации, т. е. сохранять форму. Прочность — это свойство
конструкции противостоять разрушению, форма конструкции при этом может изменяться. Эти понятия могут очень сильно различаться и даже быть
противоположными. Например, плот находится серединой в нижней части слива
(рис. 7).

При этом работают передняя и задняя
гондолы. На середину плота давит вес людей и груза. В итоге каркас плота изгибается под действием этих сил. Если он жесткий, то при
недостаточной прочности может быть разломан. Если он не жесткий, то изогнется
до загрузки средних гондол и не будет сломан даже при
небольшой прочности.
Рассмотрим, как это реализуется в конкретных
конструкциях. Если на плоту продольные элементы составлены из досок, то согласно формуле момент
сопротивления изгибу w = (b•h2)\6, где b —
горизонтальный размер доски,
h
—
вертикальный размер доски. В зависимости от того, как мы поставим доски на плот
(рис. 8,а,б), жесткость
плота может меняться очень сильно, так как момент
сопротивления находится в
квадратичной зависимости от
вертикального размера доски.

При соотношении ширины и толщины доски 4 : 1
жесткость может измениться в 16 раз. Такой плот
(рис. 8, а)
использовался группой московских туристов на р. Черемош. Для каркаса плота,
выполненного из жердей, жесткость будет также различной в зависимости от конструкции. Например, плот,
изображенный на рис. 8, в, в котором продольные элементы
расположены в один ряд, имеет в 9 раз меньшую жесткость, чем трехэтажная конструкция,
изображенная на
рис. 8, г.
Трехэтажная конструкция сломается при таком угле изгиба, который будет примерно в 3 раза меньше, чем угол изгиба у конструкции с продольными элементами. Плот не должен в полной мере
сопротивляться давлению потока (или камней при наездах на них).
На основе опыта сейчас можно достаточно уверенно
сказать: конструкция должна быть такой, чтобы плот входил в вал,
обязательно протыкая его. Конечно, это достигается не только гибкостью каркаса плота, но и
соответствующим размещением надувных элементов под ним. В зависимости от реки требования к плоту меняются. На
несложных реках со средним расходом воды гибкость
конструкции не является
определяющим качеством. На сложных и особенно мощных реках жесткий плот абсолютно неприемлем, так как весьма быстро
разламывается, тем более если он большой по размеру.
Понимать разницу между прочностью и жесткостью
особенно важно при
изготовлении каркаса плота из металла.
Встречаются, например, абсолютно жесткие объемные конструкции типа фермы моста. Как правило, первый же поход показывает их абсолютную
неприемлемость. Конкретные конструкции деревянного и
металлического каркасов показаны на
рис. 5 и
рис. 6.

При
изготовлении деревянного каркаса шириной более 2,2 м количество
продольных элементов должно быть не менее 8 при диаметре 8—10 см в комле.
|