г. Выкса Нижегородская область

 

Плоты туристические на надувных элементах плавучести.

По мере развития водного туризма и освоения новых сложных рек появились суда нового класса, в том числе каркасные плоты на надувных элементах плавучести.

Возможности плотов максимально проявляются прежде всего на мощных реках с препятствиями. На них осваиваются наиболее сложные реки Саян, Алтая, Средней Азии.

Главное преимущество плотов перед другими типами судов заключается в том, что наилучшее положение плотов при прохождении препятствий соответствует положению наилучшего управления судном, так как плот при управлении смещается поперек потока. Использование для управления поперечного перемещения в потоке независимо от того, производится это перемещение веслами или гребями, является основным отличительным признаком этого класса судов.

В этой главе рассматриваются 11 конструкций плотов, используемых в настоящее время в водном туризме.

 

Прежде чем начать описание конкретных конструкций, разберем устройство их элементов.

 Основные элементы плота.

 Каркас.

аркас (рама) является основой плота, к которой крепятся надувные элементы плавучести. Каркас состоит из поперечных и продольных элементов. Для исключения (или уменьшения) смещений по диагонали могут ставиться укосины. В конструкциях металлических плотов роль укосин выполняют косынки, соединяющие элементы плота: трубы, уголки (рис. 6).

каркас плота из металла.

Каркас в зависимости от необходимых требований может изготовляться по-разному. Любая конструкция — это всегда компромисс между различными, часто противоположными, требованиями. С одной стороны, необходимо, чтобы плот, и прежде всего каркас, был достаточно жестким и прочным, чтобы на нем было удобно стоять и работать, закреплять запасную гребь. С другой стороны, жесткий каркас при попадании в аварийные ситуации и на мощных сливах из-за концентрации напряжений разламывается. Мягкий и гибкий каркас позволяет плоту огибать камни, распределяет нагрузку на надувные элементы. Предел мягкой конструкции — это двуставный, а точнее, многоставный плот. В свое время И. Потемкин писал: «Можно ожидать, что для преодоления сильно забитых камнями рек появятся сочлененные надувные плоты, рама которых состоит из нескольких поставленных одна за другой независимых секций». Безусловно, для мелководных участков с небольшим уклоном реки такие конструкции целесообразны. Но, как уже отмечалось, на большой воде проявляются недостатки таких сверхмягких конструкций из-за отсутствия возможности закрепить запасную гребь, а также из-за подламывания и переворачивания плота при навале носом па препятствие в силу малых продольных остойчивостей его половинок (элементов).

Оговорим понятие жесткости и прочности. Жесткость — это свойство конструкции противостоять деформации, т. е. сохранять форму. Прочность — это свойство конструкции противостоять разрушению, форма конструкции при этом может изменяться. Эти понятия могут очень сильно различаться и даже быть противоположными. Например, плот находится серединой в нижней части слива (рис. 7).

Плот в воде.

При этом работают передняя и задняя гондолы. На середину плота давит вес людей и груза. В итоге каркас плота изгибается под действием этих сил. Если он жесткий, то при недостаточной прочности может быть разломан. Если он не жесткий, то изогнется до загрузки средних гондол и не будет сломан даже при небольшой прочности.

Рассмотрим, как это реализуется в конкретных конструкциях. Если на плоту продольные элементы составлены из досок, то согласно формуле момент сопротивления изгибу w = (bh2)\6, где b — горизонтальный размер доски,

h — вертикальный размер доски. В зависимости от того, как мы поставим доски на плот (рис. 8,а,б), жесткость плота может меняться очень сильно, так как момент сопротивления находится в квадратичной зависимости от вертикального размера доски.

Постройка плота.

При соотношении ширины и толщины доски 4 : 1 жесткость может измениться в 16 раз. Такой плот (рис. 8, а) использовался группой московских туристов на р. Черемош. Для каркаса плота, выполненного из жердей, жесткость будет также различной в зависимости от конструкции. Например, плот, изображенный на рис. 8, в, в котором продольные элементы расположены в один ряд, имеет в 9 раз меньшую жесткость, чем трехэтажная конструкция, изображенная на рис. 8, г. Трехэтажная конструкция сломается при таком угле изгиба, который будет примерно в 3 раза меньше, чем угол изгиба у конструкции с продольными элементами. Плот не должен в полной мере сопротивляться давлению потока (или камней при наездах на них).

На основе опыта сейчас можно достаточно уверенно сказать: конструкция должна быть такой, чтобы плот входил в вал, обязательно протыкая его. Конечно, это достигается не только гибкостью каркаса плота, но и соответствующим размещением надувных элементов под ним. В зависимости от реки требования к плоту меняются. На несложных реках со средним расходом воды гибкость конструкции не является определяющим качеством. На сложных и особенно мощных реках жесткий плот абсолютно неприемлем, так как весьма быстро разламывается, тем более если он большой по размеру.

Понимать разницу между прочностью и жесткостью особенно важно при изготовлении каркаса плота из металла. Встречаются, например, абсолютно жесткие объемные конструкции типа фермы моста. Как правило, первый же поход показывает их абсолютную неприемлемость. Конкретные конструкции деревянного и металлического каркасов показаны на рис. 5 и рис. 6.

Каркас плота из дерева.

При изготовлении деревянного каркаса шириной более 2,2 м количество продольных элементов должно быть не менее 8 при диаметре 8—10 см в комле.

Жерди желательно не ошкуривать, так как при этом они не скользят и остаются прочными при надломах. При размещении настила между продольными элементами получается гибкая и прочная конструкция. Важно так расположить настил и продольные элементы плота, чтобы при нагрузке не было резких изгибов каркаса.

Многие туристы считают, что каркас плота должен быть жестким. Но один из опытнейших туристов-плотовиков В. Брежнев писал: «Если плот будет гибким, это хорошо: такой плот играет на волнах, не заныривая под них» (1968). 

 

Предыдущая страница        К оглавлению      Следующая страница 

 

 
 
 

 

 

 

Смотрите на сайте:

Видео ловли плотвы

Как ловить плотву, видео

Ловля на балансир

Ловля балансиром.

О жерлицах и кружках

Статьи о жерлицах и кружках.

Пайка металлов

Бензиновая и газовая горелки для пайки металлов.

       

Мормышки для плотвы

Плотвиные мормышки.

Фотоотчеты о рыбалках

Отчеты о рыбалках.

Техника ловли жерлицей

Ловля жерлицами.

Техника ловли окуня

Как ловить окуня.

 
       

Жерлицы. Практика

Видео ловли жерлицей.

Видео изготовления мормышки

Изготовление мормышки, видео.

Как насадить мотыля

Насадка мотыля на крючок.

Ночник-щучья голова

Чучело щуки.

Видео хранения мотыля

Видео хранения мотыля

Окунь на мормышку

Блесны для окуня.

Загадочный ротан

Как ловить ротана зимой и летом.

Как привязать мормышку. Видео

Привязываем мормышку паровозом.

Календарь рыболова

Где, когда и на что ловить рыбу. Календарь.

Пайка мормышек

Мормышки своими руками.

Щука на жерлицы

Щука на жерлицы.

О жерлицах и кружках

Статьи о жерлицах и кружках.

Необычные приманки
Необычные воблеры.
  Рыболовный сайт Фарватер

 

 

 

 

Copyright © 2004-2016