г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 

Плоты туристические на надувных элементах плавучести.

По мере развития водного туризма и освоения новых сложных рек появились суда нового класса, в том числе каркасные плоты на надувных элементах плавучести.

Возможности плотов максимально проявляются прежде всего на мощных реках с препятствиями. На них осваиваются наиболее сложные реки Саян, Алтая, Средней Азии.

Главное преимущество плотов перед другими типами судов заключается в том, что наилучшее положение плотов при прохождении препятствий соответствует положению наилучшего управления судном, так как плот при управлении смещается поперек потока. Использование для управления поперечного перемещения в потоке независимо от того, производится это перемещение веслами или гребями, является основным отличительным признаком этого класса судов.

В этой главе рассматриваются 11 конструкций плотов, используемых в настоящее время в водном туризме.

 
 
 
 
  Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Прежде чем начать описание конкретных конструкций, разберем устройство их элементов.

 Основные элементы плота.

 Каркас.

аркас (рама) является основой плота, к которой крепятся надувные элементы плавучести. Каркас состоит из поперечных и продольных элементов. Для исключения (или уменьшения) смещений по диагонали могут ставиться укосины. В конструкциях металлических плотов роль укосин выполняют косынки, соединяющие элементы плота: трубы, уголки (рис. 6).

каркас плота из металла.

Каркас в зависимости от необходимых требований может изготовляться по-разному. Любая конструкция — это всегда компромисс между различными, часто противоположными, требованиями. С одной стороны, необходимо, чтобы плот, и прежде всего каркас, был достаточно жестким и прочным, чтобы на нем было удобно стоять и работать, закреплять запасную гребь. С другой стороны, жесткий каркас при попадании в аварийные ситуации и на мощных сливах из-за концентрации напряжений разламывается. Мягкий и гибкий каркас позволяет плоту огибать камни, распределяет нагрузку на надувные элементы. Предел мягкой конструкции — это двуставный, а точнее, многоставный плот. В свое время И. Потемкин писал: «Можно ожидать, что для преодоления сильно забитых камнями рек появятся сочлененные надувные плоты, рама которых состоит из нескольких поставленных одна за другой независимых секций». Безусловно, для мелководных участков с небольшим уклоном реки такие конструкции целесообразны. Но, как уже отмечалось, на большой воде проявляются недостатки таких сверхмягких конструкций из-за отсутствия возможности закрепить запасную гребь, а также из-за подламывания и переворачивания плота при навале носом па препятствие в силу малых продольных остойчивостей его половинок (элементов).

Оговорим понятие жесткости и прочности. Жесткость — это свойство конструкции противостоять деформации, т. е. сохранять форму. Прочность — это свойство конструкции противостоять разрушению, форма конструкции при этом может изменяться. Эти понятия могут очень сильно различаться и даже быть противоположными. Например, плот находится серединой в нижней части слива (рис. 7).

Плот в воде.

При этом работают передняя и задняя гондолы. На середину плота давит вес людей и груза. В итоге каркас плота изгибается под действием этих сил. Если он жесткий, то при недостаточной прочности может быть разломан. Если он не жесткий, то изогнется до загрузки средних гондол и не будет сломан даже при небольшой прочности.

Рассмотрим, как это реализуется в конкретных конструкциях. Если на плоту продольные элементы составлены из досок, то согласно формуле момент сопротивления изгибу w = (bh2)\6, где b — горизонтальный размер доски,

h — вертикальный размер доски. В зависимости от того, как мы поставим доски на плот (рис. 8,а,б), жесткость плота может меняться очень сильно, так как момент сопротивления находится в квадратичной зависимости от вертикального размера доски.

Постройка плота.

При соотношении ширины и толщины доски 4 : 1 жесткость может измениться в 16 раз. Такой плот (рис. 8, а) использовался группой московских туристов на р. Черемош. Для каркаса плота, выполненного из жердей, жесткость будет также различной в зависимости от конструкции. Например, плот, изображенный на рис. 8, в, в котором продольные элементы расположены в один ряд, имеет в 9 раз меньшую жесткость, чем трехэтажная конструкция, изображенная на рис. 8, г. Трехэтажная конструкция сломается при таком угле изгиба, который будет примерно в 3 раза меньше, чем угол изгиба у конструкции с продольными элементами. Плот не должен в полной мере сопротивляться давлению потока (или камней при наездах на них).

На основе опыта сейчас можно достаточно уверенно сказать: конструкция должна быть такой, чтобы плот входил в вал, обязательно протыкая его. Конечно, это достигается не только гибкостью каркаса плота, но и соответствующим размещением надувных элементов под ним. В зависимости от реки требования к плоту меняются. На несложных реках со средним расходом воды гибкость конструкции не является определяющим качеством. На сложных и особенно мощных реках жесткий плот абсолютно неприемлем, так как весьма быстро разламывается, тем более если он большой по размеру.

Понимать разницу между прочностью и жесткостью особенно важно при изготовлении каркаса плота из металла. Встречаются, например, абсолютно жесткие объемные конструкции типа фермы моста. Как правило, первый же поход показывает их абсолютную неприемлемость. Конкретные конструкции деревянного и металлического каркасов показаны на рис. 5 и рис. 6.

Каркас плота из дерева.

При изготовлении деревянного каркаса шириной более 2,2 м количество продольных элементов должно быть не менее 8 при диаметре 8—10 см в комле.

 
 
 
 

Жерди желательно не ошкуривать, так как при этом они не скользят и остаются прочными при надломах. При размещении настила между продольными элементами получается гибкая и прочная конструкция. Важно так расположить настил и продольные элементы плота, чтобы при нагрузке не было резких изгибов каркаса.

Многие туристы считают, что каркас плота должен быть жестким. Но один из опытнейших туристов-плотовиков В. Брежнев писал: «Если плот будет гибким, это хорошо: такой плот играет на волнах, не заныривая под них» (1968). 

 

Предыдущая страница        К оглавлению      Следующая страница 

 
 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Неисправности мотора Вихрь

Более 100 узлов и петель

   
   
   
300 советов по лодкам, катерам, моторам Альбом блесен
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
   
   
Статьи о ловле щуки Карта реки Ока 1см : 1км
Все о ловле щуки Карта Оки
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024