г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 

Надувные элементы плавучести.

К настоящему времени накоплен довольно большой опыт использования надувных элементов плавучести для плотов. Все так же широко применяются автокамеры. Они наиболее просты и доступны. Для сложных рек берутся гондолы, как более легкие и удобные надувные элементы. Гондолы бывают двух типов: с вкладышем или без вкладыша. Гондолы без вкладышей обычно делаются из двухслойных прорезиненных тканей. Они получаются более легкими. Для гондол с вкладышем в качестве оболочки используются хлопчатобумажные или синтетические ткани достаточной прочности. Хорошо для этой цели подходят и различные прорезиненные ткани, так как слой резины (или пластика) упрочняет ткань. В качестве вкладышей применяются одно- или двухслойные прорезиненные ткани, где основой являются хлопчатобумажная ткань, капрон и искусственный шелк. В зависимости от способа нанесения резины качество прорезиненной ткани будет различным. Как правило, ткани на хлопчатобумажной основе и шелке хорошо держат воздух. Ткани на капроновой основе, если покрытие нанесено намазыванием, а не напылением, обычно пропускают воздух, в силу того что капрон не позволяет провести полную вулканизацию резины (более 140° С). Интересно использование полиэтиленовой пленки для вкладышей, однако при этом следует отметить, что полиэтилен требует чистоты. Именно поэтому многие группы отказались от его применения для надувных элементов и, очевидно, поэтому не рекомендуют их на маршрутах средней и высшей категории сложности. Однако многолетний опыт сплава по сложным рекам на плотах с надувными элементами из полиэтиленовой пленки, имеющийся у целого ряда групп (например, группа Л. Стесина из Алма-Аты), свидетельствует о жизнеспособности и популярности данной конструкции.

Вкладыши из полиэтиленовой пленки делают двойными из новой неиспользованной трубы, желательно от целого рулона. Берут две трубы и одну трубу вкладывают в другую. Один торец этой двойной трубы герметизируют стяжкой с помощью резинки. Во второй торец вставляют сосок для воздуха и тоже герметизируют стяжкой с помощью резинки. Сделанный таким образом вкладыш вставляют в чехол из капрона от тормозного парашюта. При условии тщательного и аккуратного изготовления вкладыш удается использовать дважды. В качестве вкладышей применяются также детские шары. Но, как и в случае с полиэтиленовой пленкой, они требуют осторожного обращения (при попадании песка, например от мутной воды, внутрь чехла вкладыши быстро выходят из строя). Вкладыши из волейбольных и баскетбольных камер сейчас не используются из-за их малой прочности: вкладыши из тонкой резины тяжелы, но достаточно надежны. Следует предостеречь от использования ПВХ- пленки — при низкой температуре воды в горной река она становится жесткой и хрупкой, появляются микротрещины, и вкладыш выходит из строя. Нецелесообразно применять тонкие надувные элементы без чехла даже для простых рек.

  

 
 
 
 
  Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Подгребица.

Подгребица — элемент плота, который передает усилие от гребка плоту. В связи с этим основное требование к ней — прочность в направлении гребли, т. е. поперек плота. Дополнительные требования: страховка людей, удобство гребли при разных уровнях погружения лопасти, страховка от выпадения греби, защита от валов, ограничение хода греби.

Рассмотрим подгребицы металлических плотов. Для сложных рек наиболее предпочтительна горьковская М-образная подгребица (рис. 9), которая давно используется и достаточно хорошо описана в литературе.

Горьковская подгребица.

Стойки должны быть особенно прочными в районе паза для греби, поэтому выполняются из дюралевой трубы диаметром 40X4 мм. Как показал опыт, такая конструкция имеет и слабые места. Из-за достаточной жесткости дюралевого каркаса создаются два жестких треугольника, которые при боковых наездах плота на препятствие передают нагрузку на трубу-поперечину — опору под зуб греби. В итоге болты диаметром 8 мм, которыми поперечина закрепляется к стойкам подгребицы, легко срезаются. Чтобы устранить этот недостаток, приходится использовать болты диаметром 10 мм.

Есть и другие слабые места в конструкции этой подгребицы. Для того чтобы гребь при ударах плота о воду не вылетала вверх-вперед, на подгребице желательно закреплять веревку — накладку или какой-либо другой элемент. Закрепление должно производиться таким образом, чтобы его можно было легко снять, например кусочком основной веревки, привязываемой с одной стороны жестко, а с другой стороны — на бантик. Можно вместо этого (или в дополнение) использовать гребь с крюком снизу. Такая подгребица позволяет в случае потери металлической греби воспользоваться деревянной гребью.

На металлических плотах часто используют штыревую подгребицу (рис. 10).

Подгребица металлических плотов.

Эта подгребица требует специальной греби. Для сложных рек ее применение не всегда возможно, так как она не позволяет вытащить полностью гребь и не ограничивает ее хода. А. Калихмап и М. Колчевников рекомендуют использовать на надувном плоту саянскую подгребицу. Но, на наш взгляд, она тяжела, непрочна, громоздка и поэтому нецелесообразна для надувного плота.

Рассмотрим расположение передней подгребицы па плоту с поперечными гондолами. Как показывает опыт, передним гребцам на плоту грести легче, чем задним. На плоту с поперечными гондолами во всех или почти всех ситуациях маневр идет с опережением кормы.

Если рассмотреть усилие от гребли, то получим, что, работая одной гребью, например передней, мы прикладываем к плоту поперечную силу F. Эта сила, как известно из теоретической механики, создает сложное движение, которое раскладывается на два простых: поступательное и вращательное, зависящее от момента, пропорционального расстоянию от точки приложения силы до центра тяжести плота. Если, например, приложить поперечную силу в центре тяжести плота, момент будет равен нулю и останется только поступательное движение. Мы можем передвинуть переднюю подгребицу внутрь плота, при этом уменьшатся плечо и соответственно момент, поворачивающий плот.

 
 
 
 

Это приводит к тому, что передние гребцы работают более полноценно на смещение плота и меньше разворачивают его. Подгребица крепится на элементах внутри плота и при разломах носа и углов не выходит из строя — передние элементы плота служат как бы бампером. Идею бампера выдвигали и использовали также и томские туристы (С. Чесноков). При таком расположении подгребицы попутно получаем и другие преимущества: при опасности удара носом о скалы есть место, куда можно спрятать лопасть греби плота; место впереди подгребицы удобно для крепления вещей, а также для фото- и киносъемки.

Предыдущая страница        К оглавлению      Следующая страница 

 
 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Неисправности мотора Вихрь

Более 100 узлов и петель

   
   
   
300 советов по лодкам, катерам, моторам Альбом блесен
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
   
   
Статьи о ловле щуки Карта реки Ока 1см : 1км
Все о ловле щуки Карта Оки
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024