г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 

Греби для плотов.

Для эффективной гребли на плоту необходима легкая гребь. Момент инерции греби относительно центра в районе зуба должен быть минимальным, т. е. влияние инерции греби на греблю необходимо свести к минимуму. Величина момента инерции пропорциональна массе греби и квадрату расстояния этой массы до точки вращения (зуба). Следовательно, для облегчения работы на греби нужно прежде всего уменьшить массу ее частей, расположенных дальше от зуба. Если рассмотреть эпюру (график) моментов сил,  действующих  на  гребь  (рис. 11), то увидим, что концы греби являются наименее нагруженными местами, поэтому прочность концов греби может быть снижена.

Греби для плотов.

 Соответственно этому делаются практические конструкции греби. Длина их, как правило, меньше длины плота па 1 м. Ширина греби в районе зуба при работе на ной двух человек— 10—12 см.

 
 
 
 
  Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Один из вариантов деревянной облегченной греби изображен на рис. 12. Лучшим материалом для нее служит сырая ель. Неплохая, но более тяжелая гребь получается из березы.

Деревянные греби плота.

Металлическая гребь — это либо разновидность фермы из уголков, либо сочетание трубок, либо сочетание трубок и уголков (рис. 13,а —г). Практически во всех современных легких конструкциях гребей отказались от противовесов, т. е. гребь не уравновешена.

Металлические греби плота.

Рассмотрим наиболее опасные сечения греби для того, чтобы понять ее слабые места (рис. 11)'. Для примера возьмем гребь, состоящую из четырех труб, и рассмотрим сечения 1—1, 2—2, 3—3, 4—4. Величина момента изгиба М2 на греби максимальна в районе зуба. Этот момент приходится на две трубы, которые, если они соединены между собой, работают как единое целое. Прочность этого сечения примерно в 9 раз выше, чем одной трубы. Если вся гребь изготовлена из одинаковых труб, например диаметром 40X4, то наиболее слабым сечением будет 1 — 1, так как при достаточно большом моменте нагрузка приходится на одну трубу. Обратим внимание на сечение 4—4. Обычно лопасть закрепляется в распиле трубы — веретена греби. При этом, если половинки трубы или веретена деревянной греби недостаточно жестко связаны друг с другом, например когда болты не завернуты до отказа, они начинают работать не как единое целое, а раздельно. Для деревянной греби при недостаточно забитых гвоздях момент сопротивления изгибу будет равен сумме моментов двух брусьев

 W = (h(b\2)2)\6 + (h(b\2)2)\6 = (hb2)\12

 где Ь — ширина целого бруса; h — высота бруса. В случае же плотного соединения момент сопротивления изгибу будет равен W=(hb2)\6, т. е. мы видим, что при неплотном закреплении лопасти деревянной греби происходит ослабление сечения 4—4 в 2 раза. Примерно такое же ослабление сечения имеет место и у металлической греби. Реально эти расчеты полностью подтверждаются: стоит немного раскрутиться болтам, как гребь ломается у лопасти (4—4). В связи с этим целесообразно на металлических гребях ставить под гайки шайбы Гровера и ежедневно следить за степенью закрутки гаек у лопасти. Соответственно сечения 1 — 1 и 3—3 желательно укрепить накладками из распиленной вдоль трубы или вставкой трубы внутрь. Сечение 2—2 мы рассматривали в условиях, когда трубы жестко скреплены между собой. Если трубы не связаны между собой, прочность этого сечения существенно падает из-за явления продольного изгиба. Соответственно эпюре моментов расстояние между болтами, соединяющими элементы греби, у рукоятки должно быть больше, чем в нижней части. Точный расчет прочности греби достаточно сложен, поэтому туристы накапливают свои знания исходя из практики. Если у греби средняя часть составлена из двух уголков и имеет сечение, как показано на рис. 13, г, то в этом случае изгибающий момент, действуя на такую гребь, скручивает ее, т. е. происходит косой изгиб. В результате при работе такой гребью лопасть ложится на воду и не получается хорошего гребка. Если гребь сделана под штыревую подгребицу, то средние элементы ее не скрепляются между собой, для того чтобы гребь можно было вытаскивать на плот. Это ослабляет гребь, так как при гребле возникает продольный изгиб.

Важным моментом является требование соскальзывания греби с камней. Для этого у лопасти греби необходимо сделать скос, у передней — спереди, у задней — сзади. Запасная гребь может быть универсальной. Для греби металлического плота нужно также делать скосы у трубы по бокам (рис. 14, а). Хороший вариант лопасти получается при изготовлении ее из двух кусков дюралюминия (рис. 14,б). Лопасть из-за двойной толщины средней части упрочняется. При такой конструкции у греби получаются хорошие скосы. Она нормально работает и при большом погружении в воду, и на мелких местах. Кромки лопасти, которые соприкасаются с камнями, желательно усилить по бокам двумя полосками дюраля шириной 15—20 мм. Эти полоски тщательно приклепываются к лопасти с малым интервалом между заклепками. Для лопастей можно использовать дюралюминий толщиной 1 мм. Но делать лопасти толще 2 мм нецелесообразно даже для больших плотов.

Греби плота.

Иногда встречаются плоты, у которых на деревянной греби за край металлической лопасти выступает конец веретена, скрученный проволокой (рис. 14, в). Такая конструкция плоха тем, что из-за слоистой структуры дерева конец греби работает как штык, втыкаясь в камни. Вылетая на плот, гребь может травмировать людей. В тон или иной степени этим же недостатком страдает и любая гребь с деревянной лопастью. Для подавления скручивающего момента (чтобы гребь не ложилась) необходимо на греби делать накладки, которые увеличивают высоту ее щечек. Иногда особенно длинные деревянные греби при гребле вылезают на плот. Если гребь жесткая, то это происходит из-за смещения точек касания греби у подгребицы. Если гребь недостаточно жесткая, то она вылезает на плот еще сильнее, так как при ее изгибе от гребка появляется сила, заталкивающая ее на плот (рис. 14,г). Это одна из причин, вызывающих необходимость жесткой греби. Если гребь заканчивается у рукоятки трубой, конец этой трубы надо обязательно забить пробкой из дерева или жесткого пенопласта, а трубу обмотать изоляционной лентой.

Оборудование плотов.

Привязку гондол к каркасу плота надо делать достаточно прочной тесьмой или веревкой. Хорошо подходит для этого толстая капроновая тесьма от парашюта, выдерживающая на разрыв 300—400 кг. Тонкая капроновая тесьма или стропа от парашюта слабы — при наезде гондолы на камень их легко разрывает. Автокамеры можно привязывать киперной лентой. В том и другом случае важно, чтобы надувные элементы не могло вырвать из-под плота. Для этого камеры с внутренней стороны привязывают более прочной тесьмой, чем с наружной. Крайние поперечные гондолы можно закрепить таким образом, как показано на рис. 15.

Крепление гондол плота.

В случае каких-либо задеваний или наездов на камень эти гондолы останутся под плотом. Чальные веревки крепятся в двух местах, чтобы нагрузка распределялась на два узла. Конец, смотанный для чалки, вешается на подгребицу на специальный гвоздь или палку. Для того чтобы исключить падение или разматывание смотанной веревки при ударах плота и на валах, ее целесообразно привязать хлопчатобумажной тесьмой, которая предварительно закрепляется на подгребице. Тесьма должна быть такой прочности, чтобы в случае необходимости ее можно было легко разорвать. Подобное закрепление веревки гарантирует от всяких случайностей и делает ненужным употребление ножа. На всякий случай разумно на каждой подгребице иметь по топору, закрепленному так же, как и чальная веревка. При его подвязывании надо следить за тем, чтобы лезвие топора было закрыто и привязка не мешала работе гребью. На сложных реках целесообразно иметь две запасные греби: переднюю — лопастью вперед и заднюю — лопастью назад. Если запасная гребь одна, то она располагается с учетом расхода воды или сзади, или спереди, так как при малом расходе воды чаще ломается передняя гребь, при большом — задняя.

Для привязки запасной греби используют прочную капроновую тесьму или веревку диаметром 6—8 мм. Сначала крепят к плоту веревку, а затем ею за оба конца привязывают гребь (отступая от концов по 1 м) двойным рифовым узлом.

Страховочное устройство.

Страховка должна обеспечивать достаточную устойчивость на плоту всех членов экипажа. При продольном настиле желательны поперечные упоры для ног, которые обеспечивают устойчивость гребцов при ударах плота о препятствия и валы. При поперечном настиле, наоборот, нужны продольные упоры для ног. В качестве страховки для рук передние гребцы используют прежде всего гребь и боковые укосины подгребицы. Следует отметить, что при ударах большая нагрузка ложится на зуб греби, который должен быть хорошо закреплен. В сложных сливах и при ударах трудно приходится задним гребцам, так как помимо самостраховки им необходимо страховать вылетающую заднюю гребь.

 
 
 
 

На наш взгляд, лучшим вариантом страховки для них является балаган (рис. 16), который представляет собой прочную палку, закрепленную на высоте 10—20 см над уровнем плота; по ширине балаган пе доходит на 0,5 м до каждого борта.

Страховка гребцов на плоту.

Страховочный балаган такой высоты не мешает смене греби и, самое главное, в сложных сливах, когда на плот наваливается вода, помогает занять устойчивую низкую стойку, оставив одну руку на греби (стойка полуприсед). Это позволяет гребцам начинать работу немедленно после прохода вала. Необходимость такого балагана выявляется прежде всего на мощной воде. Некоторые группы используют балаган большой высоты — от 0,8 м, что не может быть рекомендовано на больших реках.

 

Предыдущая страница        К оглавлению      Следующая страница 

 
 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Неисправности мотора Вихрь

Более 100 узлов и петель

   
   
   
300 советов по лодкам, катерам, моторам Альбом блесен
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
   
   
Статьи о ловле щуки Карта реки Ока 1см : 1км
Все о ловле щуки Карта Оки
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024