Основные данные:
Ширина рамы ………….2—3 м
Длина рамы ……………5—7 м
Экипаж ………………….6—8 человек
Исторически это одна из первых
конструкций надувных плотов. Ходовые качества удовлетворительные. Для
улучшения пересечения границы быстрой и тихой воды целесообразно сжатие
камер с помощью капроновой тесьмы. Устанавливать такие сжатые камеры
надо так же, как и поперечные гондолы. Сейчас чаще используют
авиакамеры, которые легче автокамер, тем не менее и они много весят. К
тому же полное водоизмещение плота на авиакамерах может оказаться
недостаточным. Эта конструкция плота целесообразна для простых и средней
сложности рек при хорошем подъезде к началу сплава.
Плот на надувных подушках
(рис. 18)

Основные данные:
Ширина рамы ………….2—3 м
Длина рамы ………….. .5—7 м
Надувные подушки.... . .2
секции
Экипаж …………………..6—8 человек
Этот тип плота предложен А.
Чернышевым (г. Москва). По утверждению автора, плот является дальнейшим
развитием конструкций А. Фомина и А. Сажнева (см.
рис. 24 и
рис. 25). При
использовании ткани БЦУ и брезентовых чехлов плот дешев, хотя,
по-видимому, его надувные элементы недостаточно долговечны и надежны.
Маневренность плота улучшилась незначительно.
Достоинства плота: большое
водоизмещение, более легкие надувные элементы, которые удобно
упаковываются и транспортируются; отсутствие отверстия улучшает
гидродинамические свойства надувных элементов.
Аналогичную конструкцию с
подушками большего размера из синтетических тканей используют группы из
Свердловска и Нижнего Тагила. Весовые характеристики надувных элементов
у них очень хорошие.
Плот-катамаран
(рис. 19)

Основные данные:
Ширина рамы...... .2,5 м
Длина рамы..... ...6м
Длина гондол........7м
Диаметр гондол.....0,4—0,5 м
Экипаж......... ……. .6—8
человек
В начале развития походов на
каркасно-надувных плотах (конец 60 — начало 70-х гг.) этот тип плота был
распространен. В качестве емкостей использовали баскетбольные или
волейбольные камеры. При равном запасе плавучести вес емкостей меньше
веса автокамер примерно в 2 раза. Большим достоинством такого плота
считают возможность пропуска под рамой небольших камней. Плот хорошо
управляется изменением направления носа, т. е. управление им во многом
сходно с управлением деревянными плотами. Поэтому переход на
такой плот с деревянного был вполне естественным. Но по мере освоения
все более сложных рек стали выявляться недостатки плота такого типа:
пониженная маневренность, плохой выход на вал и малая грузоподъемность.
Эти недостатки не позволяют использовать его на сложных реках.
Плот-катамаран Л. Стесина
(рис. 20)

Основные данные:
Ширина рамы ………… 2,5 м
Длина рамы …………… .6—7
м
Длина гондол .,,,,,, ……...8—9
м
Диаметр гондол ………....0,6—0,8
м
Экипаж...............................8 человек
Принципиальное отличие этого
плота — увеличение диаметра гондол и использование сдвоенных гондол.
Осадка при этом становится маленькой, килеватость уменьшается и очень
заметно улучшается маневренность.
Наряду с этим остается
возможность движения вперед на тихих участках за счет весел. Поперечные
и продольные элементы плота соединяются с помощью закрутки. Между этими
элементами ставится прокладка из резины. Такое соединение дюралюминиевых
труб очень удобно, так как обеспечивает взаимозаменяемость элементов
плота. Продольные элементы соединяются друг с другом с помощью отрезков
труб. К недостаткам плота можно отнести все-таки недостаточную
маневренность. Достоинством плота, как и любого катамарана, является
малое лобовое сопротивление, что сильно упрощает чалку.
Эта конструкция, безусловно,
перспективна, но из-за недостаточной маневренности ее вряд ли
целесообразно использовать на маломощных реках с большим уклоном.
Плот на поперечных гондолах.

Основные данные:
Ширина рамы ……….,3—3,3 м
Длина рамы …………..5,5—6 м
Длина гондол ………….3,3 м
Диаметр гондол ……...0,5—0,6 м
Экипаж …………………6 человек
Одна из первых описанных в
литературе конструкций плота этого типа предложена туристами из г.
Калуга (В. Анисимовым и др.).
|