Гондолы катамарана.
Гондола катамарана в целях
повышения надежности выполняется из двух частей — внутреннего
воздухонепроницаемого баллона и внешней защитной оболочки. Внутренний
баллон склеивается чаще всего из легкого прорезиненного капрона и
состоит не менее чем из двух примерно равных по объему изолированных
частей, имеющих отдельные клапаны накачки и выпуска воздуха. Основное
требование к баллону — хорошо держать воздух. Защитная оболочка
сшивается из прочного легкого материала по той же выкройке, что и
баллон, но с уменьшенными (на 3—5%) размерами. Ее можно сшить из более
толстого прорезиненного капрона, капрона или лавсана с
поливинилхлоридным (ПВХ) покрытием и т. п. Основные требования к
оболочке — обеспечить заданную форму гондолы и хорошо выдерживать все
нагрузки, возникающие при сборке и движении катамарана. Возможно
изготовление и однослойных гондол из прочного диагонально дублированного
прорезиненного капрона или подобного материала.
Как сделать
катамаран.

|
|
Форма гондол у катамаранов
может быть разной. Самая простая — цилиндр с тупыми концами. Катамаран с
такими гондолами не имеет хороших мореходных качеств, кроме
остойчивости. Несколько лучше ведет себя катамаран с гондолами в форме
цилиндра с закругленными концами — появляется некоторая ходкость. Все
мореходные качества катамарана реализуются на гондолах веретенообразной
формы. Еще лучше проявляют себя гондолы в верхней части —
цилиндрические, а в нижней — имеющие хорошую гидродинамическую форму,
например удлиненной капли. Для понижения центра тяжести катамарана,
приближения гребцов к воде и улучшения поворотливости изготовляют
плоские гондолы, имеющие два или три продольных баллона. Катамараны с
такими гондолами теряют в ходкости. Среди ленинградских туристов
распространены так называемые гондолы с наплывом, т. е. круглые гондолы
с выемкой сверху для гребцов и груза.
Катамараны различаются также
числом гребцов. Имеются двухместные катамараны с продольным (между
гондолами), поперечным и диагональным расположениями гребцов. При
продольном расположении гребцы сидят лицом по движению судна и гребут
байдарочными веслами, при поперечном или диагональном — канойными
веслами. Преимущественно распространена продольная посадка. Длина гондол
двухместных катамаранов — до 4,5 м, диаметр — до 0,4 м, ширина
катамарана — до 1,3 м.
Среди туристов наиболее
популярны четырехместные катамараны. Гребцы сидят или стоят на коленях
(лицом по движению) в углах каркаса и гребут канойными веслами. Длина
гондол — до 5,5 м, диаметр — до 0,6 м, ширина катамарана — до 2,2 м,
длина каркаса — до 4 м. При этом обеспечивается запас плавучести до
2,5—3 раз, что достаточно для сложных препятствий. Иногда для
многоводных рек используются шестиместные катамараны и тримараны.
Целесообразность шестиместного катамарана, на наш взгляд, сомнительна, а
тримараны, как уже говорилось, хороших мореходных качеств не имеют.
Изготовляются и одноместные
катамараны. Они имеют стационарные каркасы, рассчитаны на посадку гребца
между гондолами и работу байдарочным веслом. Длина— до 4 м, ширина—1—1,2
м, диаметр гондол — до 0,3 м.
|
Запас плавучести одноместного
катамарана в случае необходимости позволяет его использовать и как
двухместный. В Латвии разработана конструкция одноместного катамарана, в
которой поперечная рама используется как багажник, а на подходах — как
станок для рюкзака.
В настоящее время в стране
разработано достаточно много самодельных конструкций катамаранов.
Некоторые отличаются лишь небольшими особенностями. Ниже приведены
несколько конструкций, которые можно считать базовыми.
Предыдущая страница
К оглавлению
Следующая страница |