Магнитная система состоит из двух
стрелок, заключенных в герметические латунные пеналы, припаянные к
донной части поплавка. t>
Диаметр картушки 75 em>мм. Ввиду малых
размеров цена деления шкалы картушки 2°. Надписи на картушке идут через
10° и обозначены цифрами в десятках градусов, например: 1—10°, 2—20°,
3—30° и т. д.
Котелок
также имеет две камеры — основную и дополнительную, разделяющиеся тонкой
латунной диафрагмой с узкими отверстиями у основания колонки.
Через эти
отверстия жидкость (спирт с водой, крепость 39°) свободно переливается
из верхней камеры в нижнюю и обратно.
Внутренняя поверхность котелка
окрашена белой неразмывающейся краской, а наружная — черным лаком.
Пеленгатор
состоит из основания, глазной и предметной мишеней. Его устройство такое
же, как и пеленгатора 127-миллиметрового магнитного компаса. Точность
пеленгования не превосходит 1 ° .
Рис. 67. Катерный магнитный компас КТ-М2м
Нактоуз
компаса изготовлен из силумина. В его верхней цилиндрической части
размещается котелок с картушкой, а в средней части — блок питания
осветительного прибора компаса.
Особенностью этого компаса является
амортизирующее устройство позволяющее путем перемещения колодок и планок
в подвесе изменять собственную частоту колебаний котелка и картушки, что
важно при устранении резонанса от работы двигателя.
Компас имеет
девиационный прибор, расположенный в нактоузе. Для освещения картушки
используется бра со щелевым отверстием и цилиндрическим отражателем.
Блок питания состоит из выключателя и реостата.
Источником питания
служит бортовая сеть или автомобильный аккумулятор. Компас имеет
защитный колпак с масляным фонарем, который используется как аварийный
или при отсутствии на судне источников питания электроэнергией.
Авиационные
магнитные компасы КИ-11 могут быть установлены на катерах и моторных
лодках.
Котелок
компаса КИ-11 (рис. 63) изготовлен из пластмассы и имеет две камеры,
соединенные между собой специальным отверстием для переливания жидкости.
Компасной жидкостью в данном случае является лигроин.
Отсчет курса
производится через выпуклое боковое стекло переднего отверстия котелка,
которое одновременно является и увеличительным, по шкале конического
обода.
Курсовая черта смотрит в корму, поэтому при уклонении судна влево
картушка пойдет как бы влево, а не вправо, как на обычном компасе.
Котелок компаса не имеет специального амортизирующего подвеса, но его
роль выполняет специальная пружина, надетая на колонку.
Пружина при
ударах сжимается и опускает колонку вниз, после чего мягко возвращает ее
в прежнее положение. Этим предохраняются от повреждений топка и шпилька.
Котелок имеет устройство для электроосвещения от бортовой сети 24 в.
Кроме того, курсовая нить и деления картушки покрыты специальным
светящимся составом, позволяющим снимать отсчет и держать заданный курс
в темное время суток при отсутствии электроэнергии на судне.
Деления
картушки нанесены через 5°, причем цифры надписаны через 30° и
обозначают десятки градусов. Котелок крепится на специальном щитке
передней стенки рулевой рубки.
Шлюпочный
магнитный компас КТ-М1м (рис. 69) по устройству аналогичен катерному
магнитному компасу, но не имеет нактоуза. В комплект входят котелок с
картушкой и футляр с масляным фонарем. Футляр изготовлен с пружинным
амортизирующим подвесом.
Верхняя часть футляра съемная и выполняет роль
крышки. С наружной стороны футляра имеется специ альный кронштейн для
подвешивания компаса.
Уничтожение девиации шлюпочного компаса не
производится, так как шлюпка не имеет металла, а компас показывает
магнитные курсы, которые для определения истинных курсов необходимо
исправлять только одним склонением.
На котелок компаса надевается визир,
служащий для пеленгования предметов Он состоит из проволоки с глазным и
предметным выступами, которые располагаются по диаметру кольца.
Кольцо
надевается на котелок и может на нем поворачиваться. Значение пеленга
отсчитывается под предметным выступом. Визир может быть изготовлен из
медной проволоки.
Рис 68 Котелок компаса КИ-11:
1 — основная катера, 2 —
дополнительная камера, 3 — перепускное отверстие, 4 —
отверстие для доливки и заливки жидкостей, 5—крышка дополнительной
камеры, 6—выпуклое стекло переднего отверстия котелка, 7 —
прижимное стекло, 8 — пробковая прокладка, 9 —
кронштейн, 10 — колонка, 11— топка, 12 —
амортизационная пружина, 13 — наружное кольцо, 14 —
электрическая лампочка, 15 — поплавок; 16 — конический
обод со шкалой, 17—магнитные стрелки, 18 — стальная
шпилька, 19 — вилка электроосвещения, 20 —
девиационный прибор
4.
Требования, предъявляемые к исправному компасу.
1) Картушка
компаса не должна иметь застоя. Это значит, что топка картушки должна
свободно, без трения, вращаться на компасной шпильке. Застой картушки
происходит чаще всего из-за притупления компасной шпильки
Поэтому
периодически производится заточка шпильки специальным бруском
«арканзас», имеющимся в комплекте компаса. Эта работа выполняется в
специальных мастерских — навигационных камерах;
2) верхняя
плоскость компаса всегда должна находиться в горизонтальном положении
Это обеспечивается установкой компаса в специальное карданное
устройство, состоящее из двух взаимно перпендикулярных цапф;
3) снаружи
компас должен быть тщательно покрашен, а азимутальный круг смазан
вазелином. Компас на судне монтируется так, чтобы 0° азимутального круга
был обращен в корму судна, а 180° — к носу судна;
4)
внутренняя полость компаса и поплавок должны быть окрашены в белый цвет;
5) деления
картушки и курсовые нити должны быть хорошо видны и показывать разность
в отсчетах 180° Заливаемая в компас жидкость не должна содержать
посторонних примесей и воздушных пузырьков. Удаление воздушных пузырьков
производится переворачиванием котелка компаса дном вверх;
6) призма
пеленгатора должна точно показывать отсчет, находящийся строго
вертикально под ней,
7) освещение
компаса должно быть исправным. Если компас имеет светящуюся картушку и
курсовую черту, он может использоваться без освещения.
5.
Эксплуатация магнитных компасов.
Рис 69 Шлюпочный магнитный компас КТ- Ml м
Отсчет
компасного курса судна производится на картушке против носовой курсовой
нити Курсовые нити магнитного компаса устанавливаются строго в
диаметральной плоскости судна.
Компасным курсом будет угол между нулевым
делением картушки и носовой курсовой чертой.
Величина
курса равна тому значению деления картушки, которое находится против
курсовой нити. Выбрав нужное направ ление на карте и введя поправку на
склонение, а где необходимо и на девиацию, получают курс, на котором
нужно удержать судно с учетом дрейфа и течения.
Чтобы
выполнить поворот по компасу на новый курс, необходимо положить руль в
соответствующую сторону. Когда заданный курс будет подходить под
курсовую черту, нужно отвести руль в обратную сторону, это замедлит
поворот и позволит удерживать судно на заданном новом курсе.
Постоянно
удерживать курс по шлюпочному компасу трудно, так как картушка его мала
и градусные деления видны не очень четко. Слабое освещение создает
трудности в постоянном слежении за курсовой чертой и соответствующим
делением на картушке.
Поэтому нужно установить шлюпку по курсу и
заметить какой-либо ориентир прямо по носу: отдаленный предмет на
берегу, небесные светила и даже облака, расположенные низко над
горизонтом.
Изредка сличая заданный курс по компасу с направлением по
выбранному ориентиру, подправляют направление или изменяют ориентир.
Определение
компасного пеленга на предмет производится так: наводят визирную
плоскость пеленгатора на середину предмета, затем быстро переводят
взгляд на отсчет под призмой пеленгатора и делениями картушки, делают
отсчет обратного компасного пеленга ОКП, который отличается от КП на
180°.
Компасный пеленг рассчитывается по формуле:
КП = ОКП ±
180°.
При
определении курсового угла на предмет пеленгуют этот предмет, но угол
отсчитывают по азимутальному кругу.
|