Если судно
идет с большей скоростью, то время измерений сокращают в два раза (15
сек. вместо 30), а полученный результат умножают на два, чтобы получить
скорость судна в узлах.
2. Ручной лот.
Лотом
называется прибор, с помощью которого измеряют глубины под днищем судна.
Навигационные лоты различных типов предназначены для измерения глубин в
500 м и более.
Лоты бывают ручные, механические и
ультразвуковые (эхолоты). На маломерных судах можно пользоваться только
ручным лотом.

Рис. 72. Устройство и схема разбивки ручного лота
Ручной лот
предназначен для измерения глубин не свыше 40—50 м. Лот состоит
из гири и лотлиня (рис. 72). Гиря представляет собой свинцовую пирамиду
весом 3—5 кг, в нижнем основании которой сделана выемка.
К
верхней части гири крепится небольшая проволочная стропка, обшитая
кожей. Кожа предохраняет лотлинь от перетирания и обрыва.
К стропке
крепится трос-лотлинь длиной 52 м из пенькового линя или
плетеного фала толщиной 20—25 мм. Рекомендуется выбирать такой
трос, чтобы вес троса длиной 52 м не превышал веса гири, иначе
будет трудно определить момент касания гирей грунта и точно измерить
глубину моря.
Перед
разбивкой трос сначала вымачивают, вытягивают, затем просушивают. Схема
разбивки показана на рис. 72.
Сама гиря и стропка в разбивку лотлиня не
входят. В местах разбивки в трос вплесниваются марки из кожи и цветных
флагдухов по схеме:
5 м
— кожаная марка с одним топориком
15 » » » с
двумя топориками
25 » » » с
тремя топориками
35 » » » с
четырьмя топориками
45 » » » с
пятью топориками
10 » » »
красный флагдух
20 » » »
синий флагдух
30 » » »
белый флагдух
40 » » »
желтый флагдух
50 » » »
бело-красный флагдух.
В каждой
пятерке маркировка на метры выполняется по схеме:
1 м
— кожаная марка с одним зубом
2 » » » с
двумя зубцами
3 » » » с
тремя зубцами
4 » » » с
четырьмя зубцами.
Так получают
шкалу для отсчета глубины.
У лотов,
предназначенных для точного промера глубин, первые 15 м лотлиня
разбиты по 0,2 м и обозначены марками в виде небольших
ремешков.
Лотом можно
пользоваться для измерения глубины моря, обнаружения дрейфа судна,
стоящего на якоре, контроля постановки судна на якорь и съемки с якоря в
темное время суток.
|