г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 

1. Моторы "Вихрь" старых моделей.

1.1. О некоторых недостатках "Вихрей" прошлых лет.

Не умаляя достоинств моторов семейства "Вихрь", завоевавших в свое время широкую популярность среди водномоторников, следует упомянуть и те многочисленные недостатки "Вихрей", которые доставляют множество неудобств их владельцам.

В качестве наиболее известного примера можно привести мотор "Вихрь-М", который по своим удельным параметрам, тем не менее, находился на уровне зарубежных моделей тех лет.

Если проанализировать серийный "Вихрь-М" (особенно выпуска до 1975 г) с точки зрения недоработок, усложняющих его эксплуатацию и ремонт, то можно составить довольно четкую схему узлов, требующих той или иной модернизации (рис. 1).см. ниже.

Исправление некоторых из показанных на схеме недоработок по силам владельцам "Вихрей", имеющим определенные технические знания и навыки. Ниже приводятся рекомендации по улучшению эксплуатационных характеристик мотора своими силами.

1.2. Ремонт двигателя.

1.2.1. Шлифовка и притирка цилиндров.

При шлифовке зеркала цилиндров его диаметр нужно выдерживать в пределах групп изготовления:

группа "О" - ǿ 67,03 - 67,02

группа "1"- ǿ 67,02-67,01

группа "2"- ǿ 67,01-67,0

 
 
 
 
  Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Расшлифовка на другие диаметры потребует изготовления индивидуальных поршней. При этом следует иметь в виду, что образующая поршня представляет собой сложный профиль, состоящий из цилиндра и двух сопряженных конусов, расположение и размеры которых по соответствующим группам ("О", " 1", "2"), а также исходные диаметры (Д1, Д2 и Д3) приведены на рис. 2.

При ремонте и изготовлении индивидуальных поршней и цилиндров соотношения между их диаметрами следует выдерживать в пределах указанных групп (поршень и цилиндр должны быть одной группы).

В процессе притирки цилиндров обычно применяют точеные чугунные притиры с продольным разъемом. Такой инструмент имеет два существенных недостатка. Во-первых, при разжиме в рабочее положение соблюсти точный диаметр притира практически невозможно. Во-вторых, доводка поверхности происходит при трении сходных по твердости металлов, что не обеспечивает высокой чистоты поверхности.

Конструкция притира, предложенная А. Ширшовым, лишена перечисленных недостатков за счет применения текстолитовых вкладышей, обеспечивающих строгую параллельность образующих цилиндра и высокую чистоту.

Приспособление (рис. 3) (рис. 3а) состоит из конусной оправки 1 с пазами, в которые вставляются текстолитовые вкладыши 2. Последние крепятся к оправке двумя конусными гайками 3. Длина вкладышей должна быть в полтора раза больше длины цилиндра.

Проворачивание инструмента осуществляется при помощи стального воротка 4 с рукояткой 5. Вороток стопорится на оправке двумя винтами 6. Оправка и гайки вытачиваются из дюраля Д1 Т. Вкладыши изготовляются из заготовок сечением 23x23x4. Закрепив их на время обработки винтами 7 (М4) к оправке, протачивают на станке сначала наружный диаметр, равный диаметру цилиндра, а затем конуса по концам под гайки 3.

Применение текстолитовых вкладышей при притирке обеспечивает зеркальную поверхность цилиндра. Это приспособление можно применять для доводки цилиндров любых двигателей.

1.2.2. Восстановление герметичности картера .

Вариант 1.

После продолжительной эксплуатации герметичность картера нарушается вследствие износа поверхностей трения золотника и средней части картера.

Рис. 1. Схема узлов серийного "Вихря-М", изменение конструкции которых целесообразно для улучшения эксплуатационных качеств мотора.

1 — выработка посадочной поверхности под магнето МГ-101 (только для "Вихря "); 2 — трудности при демонтаже крышки и блока цилиндров; 3 — отсутствие разъема поддона; 4 — необходимость снятия узла регулировки зацепления муфты редуктора при демонтаже двигателя и редуктора; 5 — опускание водоподающей трубки; 6 — невозможность контроля системы охлаждения; 7 — отсутствие разъема на тяге реверса; 8 — изогнутая часть тяги препятствует замене изношенной втулки; 9 — отсутствие отверстия с резьбой (для выжимного болта) на конце ступицы затрудняет съем гребного винта при срезании штифтов; 10 — подшипник скольжения в редукторе в сочетании с малонадежным сальником приводит к "прихватыванию " гребного валика; 11 — отсутствие шлифовки на втулке шестерни заднего хода; 12 — проворачивание болта крепления блока стартера; 13 — отсутствие ролика на выходе шнура из стартера; 14 — невозможность зарядки аккумулятора — нет выпрямителя на моторе с магдино МВ-1; 15 - отсутствие на поддоне электротехнического разъема вывода проводки кнопки "стоп " и питания бортовой сети на приборный щиток; 16 — неудобное расположение штуцера бензосистемы; 17 — неудобное расположение рычага выключения защелки; 18 — неповоротные рычаги на винтах струбцин; 19 — примитивная конструкция подставки фиксации мотора в откинутом положении; 20 — неудобно и долго изменять угол установки мотора; 21 — частый выход из строя крыльчатки; 22 — быстрый износ медно-графитовой втулки.

 

Для устранения выработки нужно сначала произвести механическую обработку изношенных поверхностей картера и золотника до высокой степени чистоты. На суммарную величину материала, снятого при обработке, на золотниковые шайбы со стороны пружинных шайб наклеиваются накладки из текстолита, а затем в них делаются отверстия под ведущие пальцы (рис. 4).

 Для склеивания можно применить эпоксидный клей. После такого ремонта работоспособность золотников и мощность двигателя полностью восстанавливаются.

Вариант 2.

Изношенные поверхности проставки также протачиваются до выравнивания, но не более чем на 1,5-2 мм. На золотниках зачищаются неровности. Общая толщина снятого материала с каждой стороны проставки и золотника должна быть равна 2-2,5 мм.

Из листовой стали толщиной 2 мм вырезаются два диска. Диски вкладываются внутрь проставки, каждый со своей стороны, и на них прочерчиваются контуры всасывающего отверстия. Затем отверстия вырезаются, но в них оставляются два усика размером 5x5, которые надо отогнуть; они предотвращают проворачивание дисков при  работе мотора (рис. 5).

Диски на проставку ставятся с прокладкой толщиной 0,2-0,3 мм на герметике. При последующих ремонтах картера достаточно отогнуть усики, снять изношенные диски и вложить новые.

Вариант 3.

Этот метод (разработка Б. Маленчика) более сложен и требует не только изготовления стальных дисков, но и доработки картера. Однако ремонт по этой технологии представляется более надежным. Доработка картера приведена на рис. 6.

Диски (рис. 7) изготовляются из стали ЭИ-473 или ХВГ, винты крепления дисков ставятся на бакелитовом лаке.

Здесь, видимо, следует остановиться на трудностях, которые сопровождают процесс сборки картера. Известно, что при установке коленвала в верхнюю крышку картера (с запрессованным подшипником и манжетой), уступ шейки вала выворачивает край манжеты и приводит к соскакиванию ее пружинного кольца.

Этого можно избежать, если намотать несколько слоев изоленты ПХВ на конусную часть коленвала и смазать намотку моторным маслом.

1.2.3. Правильная установка золотников.

Иногда после замены золотников появляется вибрация двигателя и выхлопы из карбюратора.

 
 
 
 

Эти признаки наблюдаются при неправильной установке золотников (когда вместо нижнего ставят верхний).

Правильная установка показана на рис. 8.

Мотор Вихрь         Следующая страница

 
 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Неисправности мотора Вихрь

Более 100 узлов и петель

   
   
   
300 советов по лодкам, катерам, моторам Альбом блесен
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
   
   
Статьи о ловле щуки Карта реки Ока 1см : 1км
Все о ловле щуки Карта Оки
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024