Иногда парус скатывают в рулон, начиная с
нижней шкаторины, затем рулон переламывают пополам и
укладывают в кису. При таком способе укладки на парусе
появляются мелкие складки, которые незначительно
искажают его форму.
Мачта для паруса.
Конструктивные типы мачт. На
парусных
досках применяют мачты из дерева, металла и
стеклопластика. Деревянные мачты наибольшее
распространение получили в первые годы развития
виндсерфинга, однако сейчас из-за своих недостатков
(малая прочность и живучесть, большой вес) они
применяются редко. Мачты из алюминиевых сплавов по своим
характеристикам значительно превосходят деревянные. Но в
наибольшей степени специфике плавания на парусной доске
отвечают мачты из стеклопластика — прочные, легкие,
обладающие высокой эластичностью.
Неоднократный олимпийский чемпион
виндсерфинга П.
Эльвстрем считает, что невозможно подобрать отдельно
друг от друга хорошую мачту и хороший парус, пока не
будет твердой уверенности в их согласованной совместной
работе на судне. Мачта, изгибаясь, растягивает парус,
придает ему правильную аэродинамическую форму. В свою
очередь парус под действием аэродинамических сил
дополнительно изгибает мачту.
Существует несколько способов, при помощи
которых яхтсмены проверяют жесткость и форму изгиба
мачты. Остановимся на самых простых.
Мачту устанавливают горизонтально на двух
опорах. Одна из них располагается у шпора (нижнего конца
мачты), другая в месте крепления гика. На топ (верхний
конец мачты) вешается груз, вес которого всегда должен
быть одним и тем же при сравнительных измерениях
различных мачт. Замерив расстояние от топа мачты до пола
в свободном и нагруженном состоянии, можно определить
прогиб мачты. Прогиб может быть также замерен
непосредственно при помощи вертикальной рейки,
установленной у топа мачты.
Сравнивая прогибы разных мачт, можно
сказать, которая из них более жесткая. А какой отдать
предпочтение в тех или иных условиях гонок, подскажет
опыт эксплуатации этих мачт.
В качестве исходных данных можно
использовать требования Правил постройки и обмера
парусных досок класса «Монотип» (рис. 40).
Определяя жесткость мачты, одновременно
необходимо контролировать ее вес и положение центра
тяжести. Эти величины определяют собственную частоту
колебания мачты.
Для определения формы изгиба мачты
используют две струны с петлями на концах (рис. 41).
Длина одной равняется длине задней шкаторины, длина
другой — нижней. Соединив концы обеих струн шнуром или
скобой, закрепляют соответствующие петли на топе и шпоре
мачты. Используя гик, закрепленный на мачте в обычном
месте, натягивают шкот и изгибают мачту. Изгиб ее будет
близок к тому, который приобретает мачта, если на нее
поставить парус.
Контрольной прямой линией для замера
прогибов мачты служит нить, натянутая от топа к шпору.
Прогибы мачты замеряют через определенные интервалы
(например, 0,5 м). Полученные при этом данные можно
использовать при раскрое паруса, вычертив по ним серп
передней шкаторины паруса. При использовании этого
способа рекомендуется изогнуть мачту до максимальной
стрелки прогиба, равной 170 мм.
Технология изготовления. Мачты из легкого
сплава вырезают из дюралюминиевых труб из сплава Д16Т
диаметром 45 мм с толщиной стенки 1— 1,5 мм. Оба конца
трубы заглушают пробками и к одному из концов
прикрепляют шарнир степса.
Для деревянных мачт применяют рейки из
древесины хвойных пород, выклеивая заготовку из четырех
и более реек. Рейки вырезают из плотной мелко-слойной
древесины, удаляя в отходы сучки и прочие дефекты. Длина
реек должна быть больше длины готовой мачты на 100—150
мм. Для склеивания заготовки применяют клей ВИАМ-БЗ или
эпоксидный, используя для запрессовки струбцины (рис. 42).
Склеенную заготовку обстругивают, придавая
ей круглое поперечное сечение переменного по длине мачты
диаметра. Максимальный диаметр мачты располагается на
расстоянии 1—1,5 м от шпора. К топу мачту делают тоньше
на 40—50 %. В процессе изготовления периодически
проверяют жесткость мачты. Готовую мачту ошкуривают,
пропитывают горячей олифой и покрывают лаком.
Если необходимо сделать несколько мачт для
секции виндсерфинга или яхт-клуба, можно использовать
стеклопластик. Для этого придется сделать форму — дорн,
на которую наматывается стеклоткань. Дорн имеет форму
усеченного конуса с отверстием внутри (рис. 43). Длина
конуса 4700 мм, наибольший наружный диаметр — 55 мм,
наименьший (у топа) — 30 мм. Обычные станки не позволяют
выточить такую длинную деталь, поэтому дорн можно
изготовить из отдельных кусков труб длиной по 0,5—1 м.
Диаметр внутреннего отверстия определяется тем, какой
нагревательный элемент будет применен.
Отдельные части
дорна должны иметь проточки, облегчающие сборку. При
окончательной сборке внутри дорна пропускается трос, при
помощи которого отдельные части стягиваются в единое
целое. К тросу рекомендуется прикрепить нагревательный
элемент — нихромовую спираль, помещенную в жаростойкую
изоляцию. Провода выводятся через одну из крышек дорна.
На пуансон, разогретый до температуры 50—60°С, кистью
или тампоном наносится слой парафина или воска толщиной
0,3—-0,5 мм. Пуансону дают остыть и снимают подтеки с
поверхности наждачной бумагой.
Для формования мачты отрезают кусок
стеклоткани длиной 4,8 м и выкраивают из него две
трапециевидные заготовки, ширина которых на концах
определяется по простейшей формуле как произведение
3,14D * n, где
n — число слоев, деленное на два, а
D —
диаметр мачты у данного конца. Для экономии материала
раскрой ткани ведут таким образом, чтобы большие стороны
располагались на разных концах заготовки.
Одну из заготовок пропитывают смолой и,
сложив ее с другой — сухой заготовкой, наматывают на
уложенный горизонтально дорн. Работают двое. Один
поворачивает дорн, другой разглаживает ткань. У шпора
мачты на длине около 0,3 м и в районе крепления гика на
длине около 1 м укладываются два усиливающих слоя,
предварительно пропитанных смолой. Чтобы ткань полностью
пропиталась смолой, ее сразу после укладки обматывают
лавсановой лентой шириной 12 мм. При этом ленту
натягивают с максимально допустимым усилием.
На время полимеризации смолы мачта ставится
вертикально; это исключает возможность получения
ею построечного изгиба. Для сокращения времени
полимеризации дорн нагревается до 60 °С (не более)
подачей напряжения на элемент.
Для снятия мачты дорн укладывают с
небольшим наклоном к топу и увеличивают температуру его
нагрева до 100°С. Температуру нагрева дорна определяют
заранее, одновременно замеряя подаваемое на
нагревательный элемент напряжение.
Гибкость мачты зависит от сорта ткани,
количества слоев, а также от того, сколько процентов от
веса мачты составляет вес стеклоткани.
Для спортсмена весом 60—70 кг можно
рекомендовать изготовить мачту из 6 слоев стеклоткани
марки Т11-ГВС-9. При использовании смолы марки
НПС-609-21М связующее состоит из 85 % смолы, 4 %
гипериза, 10 % ускорителя НК и 1 % соускорителя Т.
Возможно формование мачт без подогрева. Для
этих целей необходим дорн, изготовленный из одной трубы
или прутка (возможен и сварной). На дорн в районе шпора
надевают кольцо для механического съема мачты, а к
самому дорну прикрепляют винтовые съемники, упирающиеся
в это кольцо (рис. 44).
В этом случае в качестве разделительного
слоя применяют тонкую фторопластовую ленту, наматывая ее
на дорн с перехлестом.
Предыдущая
страница
Виндсерфинг
Следующая страница
|