Они бывают откидные и
убирающиеся в колодец. Качающиеся шверты освобождают
руки спортсмена — при необходимости убрать шверт сделать
это можно движением ноги.

При плавании под острыми углами к ветру
шверт должен развивать максимальную эффективность,
поэтому его заглубляют полностью. На попутном курсе при
свежих ветрах возникает эффект планирования на шверте. Чтобы от него избавиться, надо уменьшить
боковую силу, возникающую на шверте. Это делается путем
откидывания шверта, причем одновременно точка приложения
гидродинамических сил смещается в корму. Доска
становится устойчивее на курсе, управление ею
облегчается. При определенном расположении оси вращения
шверта его можно сделать полностью убирающимся в
швертовый колодец (см. рис. 45,г). Если толщина корпуса
доски меньше ширины шверта, то его часть будет выступать
над палубой. Недостатком этой конструкции является
большая длина швертового колодца, открытая щель которого
в днище при лавировке заметно увеличивает сопротивление
доски движению вперед.

На досках типа «фан» применяются
убирающиеся в колодец шверты специфичной формы и
конструкции. Они эффективны при движении в бейдевинд и
легко фиксируются в промежуточных положениях на полных
курсах (рис. 46).
Профиль шверта.
Наиболее важная характеристика помимо
площади, влияющая на качество работы шверта — профиль
его поперечного сечения.
Существует множество аэродинамических
профилей, отличающихся относительной толщиной (отношение
максимальной толщины профиля к его хорде), а также
положением максимальной толщины. Относительную толщину и
отстояние максимальной толщины от входящей кромки
(носика) профиля принято указывать в процентах хорды.
Так, существуют профили с расположением максимума на 30,
45, 50 и даже 60 % хорды от «носика», с относительной
толщиной 5 и 20 %, с «хвостиком» вогнутой формы — так
называемые S-образные профили.
Из всего многообразия аэродинамических
профилей, предлагаемых в специальных атласах, для
швертов парусных досок необходимо выбрать такие,
которые дают максимальную подъемную силу при
минимальном лобовом сопротивлении на сравнительно малых
углах атаки 5—10° и в определенном довольно широком
диапазоне скорости — от 0 до 10 м/с. Опыт показывает,
что оптимальные результаты можно достичь, если шверт
будет иметь относительную толщину 9—12 % при
максимальной ординате, расположенной на расстоянии 30—40
% хорды от «носика». Хорошо зарекомендовали себя шверты
с гётингенским профилем Go 409 и
NASA 0012, ординаты
которых приведены в табл. 6 и 7, рис. 47.



При изготовлении шверта необходимо обратить
особое внимание на точность его профилирования. Даже
небольшие отклонения от профиля заметно скажутся на
гидродинамическом качестве киля — доска будет ходить с
большим дрейфом и уступать по скорости лодкам
соперников.
Предыдущая
страница
Виндсерфинг
Следующая страница
|