г. Выкса. Нижегородская область
 
 
 
 

 

 
 
 

Разборные парусные суда.

Суда, предназначенные для парусного путешествия, должны быть легки и компактны в упакованном виде, удобны и безопасны в походе.

Конструкцию парусного судна для самостоятельно» постройки следует выбирать, исходя из характера будущих путешествий и практических возможностей реализации проекта. Если водный маршрут предполагается проложить по реке с чередующимися озерными участками, то обычную байдарку полезно комплектовать вспомогательным парусным вооружением. Оно состоит из небольшого паруса, применяемого в основном при попутном ветре. При необходимости двигаться на веслах этот парус быстро снимается экипажем и укладывается вдоль борта байдарки. Одним из наиболее удачных типов вспомогательного парусного вооружения является латинское парусное вооружение. Оно может быть установлено на байдарку «Таймень» или другие байдарки, а также на гребные лодки.

 

Маршруты, проходящие только по озерам, интересно совершать на судах, основным движителем которых является ветер. Парус на таком судне должен эффективно работать не только при попутном ветре, но и при встречном. Обычно паруса судов на таких маршрутах имеют большую площадь, чем вспомогательные, а сами суда — особую конструкцию. Покупную байдарку необходимо существенно доработать. На ней устанавливают специальную раму с поперечными балками для крепления боковых поплавков, шверта и опоры под мачту.

При самостоятельной постройке нового судна целесообразно использовать варианты парусного надувного катамарана. Такой тип туристского судна зарекомендовал себя как наиболее безопасный, быстроходный и относительно несложный при самостоятельной постройке.

Ниже представлены описания конструкций различных типов судов, используемых в парусном туризме и предназначенных для самостоятельной постройки. Виды парусного вооружения.

 

 

 
 
 
 
  Клеим лодку из ПВХ
 
Судоводителям
 
 
 

 

 
 
 
 

Парусно-гребная байдарка «Таймень-2».

 

Основные данные судна:

Базовое  судно — серийная  разборная байдарка «Таймень-2»

Количество членов экипажа ……..2 чел.

Тип парусного вооружения ……..латинское

Площадь основной парусности …….4 м2

Высота мачты.......2,5 м

Габаритная высота вооружения (от ОП байдарки до верхней точки вооружения) около 4 м

Вес вооружения:

а)  без боковых страхующих емкостей   .........5—6 кг

б)  с боковыми страхующими емкостями   ........7—9 кг

 

Парусно-гребная байдарка (автор Кужель Ю. А.) сделана на базе разборной байдарки «Таймень-2». Предназначается для парусных походов первой категории сложности по открытым водоемам средних размеров (типа озер Селигер, Верхне-Волжских, водохранилищ Иваньковского, Угличского и крупных рек) при наибольшей скорости ветра 5—6 м/с (3,5 балла), наибольшей ширине водоема в районе маршрута 2—5 км; наибольшем удалении от берега при пересечении открытых пространств 0,5 км. Общий вид парусно-гребной байдарки показан на рис. 72.

Байдарка с парусом.

 

Движение по открытой воде определяет свои особенности в размещении груза и экипажа: у судна должна быть максимально загружена средняя часть, а в оконечностях лучше размещать более легкие предметы. Особенно нежелательно перегружать носовую оконечность. Правильно загруженное судно легче всходит на волну, скорость его будет выше, а экипаж — меньше забрызгиваться. Поэтому на парусно-гребной байдарке «Таймень-2» передний член экипажа (матрос) размещается в среднем отсеке, а грузовым делается носовой отсек (для этого передняя спинка снимается со шпангоута 2 и устанавливается перед шпангоутом 3 — на расстоянии 100—150 мм от него).

Для повышения остойчивости на байдарку устанавливаются выносные боковые страхующие емкости, закрепленные на одной или двух поперечных балках (однобалочная или двухбалочная схема крепления выносных боковых емкостей). Для обеспечения непотопляемости в ней размещаются емкости непотопляемости общим объемом 100 л (в том числе штатные термоупаковки). Изменение грузовой центровки байдарки, установка парусного вооружения, дополнительного паруса  - стакселя, оборудование байдарки фартуком (или защитным тентом на носовом отсеке) для повышения ее мореходности и другие работы рассчитываются так, чтобы не было необходимости в каких-либо переделках конструктивных узлов.

На байдарке применено латинское парусное вооружение. Оно является одним из самых подходящих для малого парусно-гребного судна из-за простоты и удобства управления. Если вооружение сделано достаточно хорошо, то позволяет на полностью загруженной байдарке двигаться со скоростью не ниже 4—6 км/ч при средних ветроволновых условиях (ветер — силой около 3 баллов, т. е. 4—5 м/с, высота волны — до 0,5 м) под углом к ветру от 90° до 180° (курсами от галфвинда до фордевинда), т. е. со скоростью не ниже, чем на веслах, а нередко и выше (скорость байдарки, идущей па веслах по волне высотой более 0,3 м, заметно падает)

Вооружение имеет один основной парус — грот. Но а слабый ветер можно использовать дополнительный парус— стаксель площадью 1,4—1,6 м2. Грот быстро ставится и спускается, спущенный — не мешает грести. Общий вид вооружения показан на рис. 73.

Парусное вооружение латинское.

На мачту (1) поднимается парус (3), растянутый двумя рейками - верхним (18) и нижним (15). Рейки вставлены в карманы (5, 8), расположенные на передней и нижней шкаторинах (кромках) паруса. Парус поднимается на мачту с помощью фала (9), переброшенного через блок (22), и удерживается в требуемом положении с помощью галс-оттяжки (2), которая прикреплена к парусу снизу.

Мачта паруса.

 

После подъема паруса свободный (ходовой) конец фала закрепляется в шариковом стопоре (19), для чего шарик (19—3), одетый на ходовой конец фала, зацепляется за вилку шарикового стопора (19), расположенную на нижнем конце мачты (шпоре). Вместо шарикового стопора можно использовать щелевой.

Крепление паруса.

 

Для определения направления ветра в верхней части мачты установлен флагшток (4), на котором закреплен флажок-флюгер (26). Шкот (7) — снасть, с помощью которой управляют парусом, одет на задний конец нижнего рейка (нок). Мачта сделана свободной (без вант). Оба рейка соединены (связаны) между собой и с парусом в его галсовом (нижнем переднем) углу с помощью петель-кренгельсов (14), серег (16) и штерта (17) (рис. 73, поз. I). Верхняя часть галс-оттяжки соединена с хомутом (13) нижнего рейка ,(15) с помощью карабина (11), закрепленного за серьгу (12), вставленную в хомут. Таким же способом соединен коренной (неподвижный) конец фала с верхним рей-ком (18). Привязанный к нему карабин (21) зацеплен за серьгу (12). Серьга вставлена в хомут (22), который установлен на верхнем рейке (рис. 73, поз. II). Применение карабинов (11 и 21) позволяет быстро присоединять парус к мачте (и отсоединять от нее). Блок (22) установлен на мачте с помощью хомута (24), опорного болта (23) и серьги (22—3). Такой способ установки блока позволяет закрепить его на требуемой высоте и обеспечивает блоку возможность поворачиваться на некоторый угол в любую нужную сторону. В результате существенно уменьшаются усилия, прикладываемые к фалу при подъеме паруса, и облегчается перестановка паруса на другую сторону мачты после выполнения судном поворота. Шарик (19—3) устанавливается в нужной точке ходового конца фала с помощью Г-образной упорной планки (19—2). Нижний конец галс-оттяжки (2) привязан к серьге (12), установленной в прямоугольном отверстии на нижней части вилки стопора (19), одетой на шпор (1—1) мачты с помощью проволочного хомута (19—1) (рис. 73, поз. VI).

Одним из недостатков латинского паруса является ухудшение тяги после того, как судно совершает поворот. Парус при повороте переходит на другой борт судна, оказывается сзади мачты и прижимается к ней ветром. Форма паруса искажается, что снижает его тягу и значительно увеличивает нагрузку на верхний реек, который приходится делать с повышенным запасом прочности. Это увеличивает вес вооружения и, следовательно, всего судна. Описываемый вариант латинского вооружения с эластичной подвеской паруса (разработанный автором для малых парусно-гребных судов) позволяет после выполнения поворота переставлять парус в положение перед мачтой, устраняя тем самым главный недостаток вооружения; заодно решается задача повышения безопасности при движении с сильным попутным ветром по высокой волне. В свежую погоду движение под парусом при ветре «в спину» (курс фордевинд) считается опаснее всех остальных курсов, так как в этих условиях судно нередко подвергается поперечному раскачиванию из-за неравномерного воздействия на парус обтекающих его потоков воздуха. При эластичной подвеске паруса его рывки на корпус передаются с замедлением и экипажу легче парировать крен судна. Эластичность подвески паруса достигается за счет применения галс-оттяжки. Ее верхний конец и коренной конец фала не крепятся к мачте и тем самым обеспечивают поднятому парусу некоторую свободу перемещения относительно мачты (в обычном варианте латинского паруса галс-оттяжка не применяется, а поднятый парус может только поворачиваться вокруг мачты, не отдаляясь от нее).

Латы на парусе не применяются — вогнутость задней шкаторины (6) обеспечивает при своем растяжении правильную форму задней половины полотнища паруса. Фальшшвы также не нужны, поскольку у латинского паруса давление ветра равномерно распределяется по всему его полотнищу, не создавая местных концентрации усилий. Поэтому для полотнища паруса можно использовать обычную полиэтиленовую пленку — при равномерно распределенной нагрузке ее прочность оказывается вполне достаточной.

 

Разметка парусов.

Изготовление чертежа паруса в масштабе 1:5 или 1:10 удобнее начинать с построения разметочного треугольника ABС (рис. 74,а,б). Используя разметочный треугольник как базу, вычерчиваем полотнище паруса. Вначале треугольник ABC делим на полосы, соответствующие ширине ткани, предназначенной для паруса. Первой проводим линию основного шва АК, перпендикулярную стороне ВС. Линия АК обязательно должна начинаться из точки А, соответствующей вершине галсового угла полотнища паруса. Затем параллельно АК, вверх и вниз от нее, проводим остальные линии. Ширина наибольшей по площади полосы (на чертеже это полоса 3) в масштабе равна ширине парусной ткани. Остальные полосы должны быть немного уже — на ширину шва (равную 15—18 мм). Кромка ткани, попавшая под соседнюю полосу, показана на чертеже штриховой линией.

 
 
 
 

Разметив полосы, наносим на чертеж характерные точки В1, В2 и другие и соединяем их так, чтобы отрезки АВ, AC, B2K имели вид плавных кривых. Продлеваем линии, обозначающие полосы ткани, до краев контура полотнища паруса; нумеруем полосы. Карманы паруса лучше вычертить в масштабе 1:1, чтобы прямо из чертежа изготовить выкройки.

 

Предыдущая страница        К оглавлению      Следующая страница 

 
 
 
 
 
Смотрите на сайте:

 

Неисправности мотора Вихрь

Более 100 узлов и петель

   
   
   
300 советов по лодкам, катерам, моторам Альбом блесен
   
   
О грибах, фото грибов Как сделать воблер
Фото грибов Самодельный воблер
   
   
Статьи о ловле щуки Карта реки Ока 1см : 1км
Все о ловле щуки Карта Оки
 
 
 
 
 

 

 
 
Главная   Дорожка   Видео о рыбалке  
                 
Моторы   Спиннинг   Рыбокалендарь  
                 
Лодки   Жерлицы   Инспектор  
                 
Мастерская   Кружки   Фотоальбом  
                 
Воблеры   Статьи   Фотоотчёты  
                 
Блесны   Книги   О рыбах  
                 
Мормышки   Копчение   Футбол  
                 
Блеснение   Грибникам   Теннис  
                 
Троллинг   Узлы   Форум  
                 
Топография, GPS              
 
 

 

 
 
 

  Рыболовный сайт Фарватер

 

  Яндекс.Метрика

 

Copyright © 2004 - 2024