Как показала практика, из
схемы можно исключить стабилитрон Д4, заменив его резистором
R = 200-300 Ом.
Особое внимание следует
обратить на крепление конденсатора С1. Он должен быть жестко закреплен
хомутиком; в противном случае из-за вибрации у него отламываются выводы.
Катушка датчика наматывается
проводом Ø 0,1 мм до заполнения каркаса и содержит 3500-4000 витков;
сопротивление постоянному току 300-500 Ом.
При проверке параметров схемы
в отдельных ее точках интерес может вызвать лишь напряжение на
конденсаторе С2, от величины которого зависит мощность искры. Если в ЭСЗ
применен трансформатор с коэффициентом трансформации 35 и более (до 50),
то при частоте вращения двигателя п = 300-500 об/мин напряжение на
конденсаторе С2 составляет 100-120 В; при п = 3000-3500 об/мин - 400-420
В; при п = 5000 об/мин - 300-330 В.
Качество тиристора в
любительских условиях можно проверить, сняв с его управляющего электрода
сигнал при работающем на средних оборотах двигателе. Для этого
кратковременно на 30-40 сек. отключают один конец датчика от ЭСЗ и
наблюдают за искрой. Если тиристор высокого качества - искра исчезает,
если нет, то будет проскакивать, а это говорит о том, что напряжение
переключения тиристора мало и в данной схеме он работать не может.
Для оценки работоспособности
ЭСЗ необходимо произвести следующий ряд испытаний.
1. Систему запитать не от
генераторных катушек зажигания, а от катушек освещения. При этом штатную
систему зажигания оставить в прежнем виде.
2. Электронную систему через
два дополнительных высоковольтных трансформатора (ТЛ М) подключить к
двум отдельно установленным свечам.
3. Завести двигатель на
штатном зажигании. Изменяя частоту вращения от минимальной до полных
оборотов, наблюдать за искрой (зазор на свечах должен быть 1-2 мм).
Искра должна проскакивать на обеих свечах одновременно и без срывов.
Поменять местами концы катушек, питающих ЭСЗ, и снова изменить обороты
от малых до полных. Из двух положений оставить то, при котором искра
мощнее. Если наблюдаются срывы, следует изменить емкость конденсатора С1
до 0,25 мкФ и вновь проверить искру на всех режимах.
4. Отсоединить ЭСЗ от катушек
освещения и подключить к генераторной катушке зажигания. Обязательно
подложить изолирующие прокладки под прерыватели.
5. Завести двигатель на ЭСЗ и
наблюдать за работой мотора на малых и больших оборотах, плавно их
изменяя. Установить румпель в положение между малым и средним газом, а
затем при помощи вольтметра постоянного тока замерить напряжение на
конденсаторе С2. Поменять местами концы генераторной катушки и, не
изменяя оборотов двигателя (не трогая румпель), вновь замерить
напряжение на С2. То положение концов генераторных катушек, при котором
напряжение на С2 окажется выше, и будет рабочим.
6. Еще раз проверить работу
двигателя на малых и больших оборотах под нагрузкой.
2.7. ЭСЗ с автоматическим
переключением угла опережения зажигания.
В схеме
(рис. 110) применен
один накопительный конденсатор вместо обычных двух.
Катушка датчика шунтирована
стабилитроном, что дает возможность получить однополярные управляющие
импульсы с ограниченной амплитудой напряжения.
На маховике закрепляются
два постоянных магнита, вынесенных за пределы магнитной системы маховика
и управляющих углом опережения зажигания.
Принцип работы данной ЭСЗ
заключается в следующем. При запуске мотора и при минимальной частоте вращения магнит максимального угла опережения зажигания 3
(рис. 111),
проходя мимо катушки датчика 2, индуцирует в ней напряжение с
амплитудой, недостаточной для зажигания. Вследствие этого тиристор не
отпирается до прихода следующего импульса от более мощного постоянного
магнита 4.
С увеличением частоты
вращения крутизна и амплитуда первого импульса возрастают, ЭДС начинает
отпирать тиристор, поэтому угол опережения зажигания смещается на
величину установочного угла между магнитами. Частота вращения, при
которой происходит переключение угла, регулируется зазором между
корпусом катушки датчика и магнитами.
Магнитом 3 служит стальная
шпилька М5, ввернутая в штатный башмак магнитного полюса через
отверстие, просверленное в ободе маховика. Шпилька фиксируется с помощью
эбонитовой втулки с наружной резьбой М 16x1,5.
Магнит 4 делается из плоского
ферритового магнита от мебельной защелки. Его необходимо сломать
пополам, придать половинкам (на наждачном круге) коническую форму и при
помощи эбонитовой втулки вклеить в обод маховика эпоксидным компаундом.
Полярность ферритового магнита и шпильки-магнита должна быть одинаковой.
После корректировки угла
опережения зажигания кронштейн 1 с катушками датчиков следует установить
на место сегментов, крепящих основание магдино.
Корректировка производится
при помощи любой малогабаритной неоновой лампы, которая помещается в
толстую трубу из ПХВ (для изоляции) и включается в высоковольтную цепь
между выводом катушки зажигания и свечой.
|