Совместное действие
вращающего момента и момента трения крыльчатки о корпус помпы приводит к
появлению радиальной силы Р, приложенной к ослабленному сечению втулки.
Многократное и продолжительное действие этой силы, достигающей
максимального значения при попадании в помпу песка, в конечном счете,
приводит к разрушению втулки, а следующее за этим разобщение крыльчатки
с валом - к прекращению подачи воды в систему.
Эту неисправность сразу
обнаружить удается далеко не всегда, так как если снять корпус помпы и
провернуть вал рукой, то крыльчатка будет вращаться плавно и при внешнем
осмотре покажется неповрежденной. Разрыв можно выявить, вводя в
шпоночную канавку отвертку и пытаясь развести ее края.
Одним из первых признаков
перегрева двигателя является постепенное уменьшение числа оборотов,
вызываемое, по-видимому, падением плотности горючей смеси из-за ее
нагрева от головок и стенок цилиндров. У моторов, остановленных на этой
стадии, не обнаруживается ни задиров в цилиндрах, ни заклинивания
поршней.
Если перегретый мотор
своевременно не остановить, то вслед за падением числа оборотов
происходит заклинивание поршней в цилиндрах, и мотор останавливается
сам. Кстати, сходную реакцию перегрев вызывает не только у "Вихрей", но
и у других марок моторов. В подавляющем большинстве случаев происходит
лишь легкое прихватывание, и ремонт сводится к замене крыльчатки,
заглаживанию задранных участков надфилем и тщательной промывке поршней
бензином. Следы алюминия на стенках цилиндров также осторожно выводятся
с помощью шкурки.
При прекращении подачи воды в
систему верхний цилиндр, имеющий более высокую начальную температуру,
перегревается быстрее и оказывается более поврежденным.
Остановив мотор, ни в коем случае не
следует пытаться охладить его, поливая цилиндры водой - это может
привести к появлению трещин в литье и деформации цилиндров. Следует
отсоединить топливный шланг и убрать бензобак, чтобы нагрев отдельных
деталей не послужил причиной пожара. Провода высокого напряжения не
должны касаться цилиндров и головки, иначе их изоляция будет повреждена.
Равномерными рывками за пусковой шнур нужно попытаться провернуть вал.
Когда температура цилиндров
понизится, нужно вывернуть свечи, залить в отверстия немного чистого
масла и еще несколько раз провернуть вал. После остывания двигателя
необходимо разобрать его и тщательно осмотреть детали.
3.1. Продление срока
службы помпы.
В водяной помпе "Вихря"
сильному износу подвергается стальная пластина, подкладываемая под
крыльчатку, а кольцевой паз в пластине ускоряет износ самой крыльчатки.
При затягивании корпуса помпы
бронзовая втулка давит на тонкую пластину и последняя прогибается,
поскольку под ней нет упора. Здесь при выходе лодки на глиссирование
образуется воздушная прослойка, которая препятствует подаче воды.
Вариант 1.
Изношенную пластину можно
перевернуть и установить гладкой стороной к крыльчатке. Для этого
необходимо сделать надрезы или прорубить зубилом на всю толщину пластины
две насечки со стороны, противоположной имеющемуся стопорному язычку.
Новый язычок следует отогнуть в противоположную сторону, а старый
отрихтовать заподлицо с плоскостью пластины.
Если возникла необходимость
изготовить новую пластину, ее можно сделать из нержавеющей стали,
например, Х18Н10Т или 2X13 по размерам, приведенным на
рис. 130
(обработка по пятому классу чистоты).

Вариант 2.
Как правило, выработка
крыльчатки происходит по высоте и по диаметру. Максимальная выработка по
высоте происходит в месте расположения бронзовой втулки.
Чтобы пластина не
прогибалась, можно поступить согласно рекомендации А. Серегина и
подложить под нее шайбу толщиной 6мм
(рис. 131).

Заштрихованная часть шайбы
удаляется на наждаке, чтобы обеспечить подток воды от водозаборного
отверстия до отверстия в виде полумесяца в пластине. Шайбу можно сделать
из любой нержавеющей стали. Доработанная таким образом помпа исправно
функционирует с самой изношенной крыльчаткой.
Вариант3.
Для того чтобы устранить щель
между донышком стакана из нержавеющей стали и алюминиевым корпусом помпы
можно использовать довольно простой метод, предложенный В. Комаровым.
Следует выдавить
деформированное коррозией донышко и изготовить новое
(рис. 132).

Корпус помпы в том месте, где
ставится сальник, срезается и растачивается отверстие до диаметра 17,5
мм. Зазор, образовавшийся между кольцом из нержавеющей стали,
запрессованным в корпус, и корпусом заполняется эпоксидным компаундом и
вставляется новое донышко. Выступающий край втулки в центре донышка
развальцовывается на корпусе и припрессовывается.
3.2. Модернизированная
шпонка крыльчатки.
Как известно, на старых
"Вихрях" круглая шпонка устанавливалась перпендикулярно оси
вала-шестерни. Такая конструкция приводила к быстрому разрушению узла и
проворачиванию крыльчатки.
Для усиления фиксации
крыльчатки Ю. Лазаревым была разработана Т-образная шпонка, которую
вытачивают на токарном станке из стали 45
(рис. 133).

Лыски с двух сторон
запиливаются напильником. Шпонка закаливается нагревом до вишневого
цвета и охлаждением в масле. Такая шпонка позволяет вновь использовать
крыльчатки с выработанным вкладышем.
|