1.4.3. Ремонт игольчатого подшипника.
Используя внутреннее кольцо подшипника №
305 (или № 1305, 2305, 32305, 46305 и др.) можно не только восстановить
рабочую поверхность изношенного игольчатого подшипника на ступице
шестерни переднего хода "Вихря", но и повысить качество этой
поверхности, что позволяет увеличить долговечность подшипника. Шестерня
дорабатывается согласно рис. 24.

1.4.4. Ремонт шестерни редуктора .
Известно, что поверхность шестерни
переднего хода 4.211-700, которая обкатывается роликами игольчатого
подшипника, подвергается интенсивному износу.
Причинами являются плохая
смазка, попадание воды в корпус редуктора, недостаточная цементация
поверхности.
Одним из вариантов восстановления
шестерни с изношенной шейкой является способ напрессовки на нее
внутренних обойм от старых шарикоподшипников
№ 205 или
60205
(рис. 25).

На токарном станке резцом для твердых
сплавов нужно проточить в центровой оправке шейку с диаметров 29 и 30 мм
на 25 +0,02+0,04 на длине 30 мм.
Две обоймы от
шарикоподшипников нагревают до 100° и надевают на проточенную шейку.
После охлаждения обоймы плотно садятся на шестерню.
Используя ту же центровую оправку,
наружные поверхности обойм шлифуют на круглошлифовальном станке до
чертежных размеров под посадку упорного подшипника № 8106 и игольчатого
подшипника.
1.4.5. Доработка подводной части.
Чтобы уменьшить гидродинамическое
сопротивление подводной части "Вихря", улучшить водозабор системы
охлаждения и избавиться от реактивного момента, можно доработать
редуктор по методу, предложенному В. Ильиным.
Выхлопной патрубок
с водозаборником спиливается заподлицо с нижней плоскостью
антикавитационной плиты. Выхлопное отверстие в плите расширяется в
сечении А-Б (пунктир на рис. 26), и выравнивается срез под клиновые
накладки 2, которые приклепываются по обе стороны выхлопного отверстия.

Далее снизу к антикавитационной плите
приклепывается пластина 4 толщиной 1,5 мм и длиной 108 мм, изготовленная
из дюраля Д16АТ.
Передняя часть пластины должна войти в выпиленное в антикавитационной плите углубление так, чтобы не нарушилась плавность
обтекания в районе выхлопного отверстия. Поэтому пластину нужно обрезать
по контуру плиты, но сделать ее на 2 мм короче, чем плита.
После тщательной подгонке к плите
пластина приклепывается на заклепках ǿ3 с потайными головками. В районе
выхлопа нужно поставить две стойки-заклепки 3.
Над антикавитационной плитой
просверливаются восемь отверстий 5 диаметром 4 мм под углом к продольной
оси. Теперь выхлопные газы, выходящие из этих отверстий, уменьшают
смачиваемую поверхность подводной части дейдвуда.
Общая площадь
выхлопного отверстия увеличивается на 138 мм2, а
сопротивление за гребным винтом, создававшееся выхлопным патрубком,
исчезает.
Водозаборные каналы системы переносятся
в переднюю часть корпуса редуктора под антикавитационную плиту в зону
повышенного давления.
Отверстия сверлятся сначала сверлом ǿ 3 мм, чтобы
исключить ошибку в направлении оси канала, а затем каналы
рассверливаются до ǿ 6 мм.
Входные части 7 каналов расширяются для
уменьшения сопротивления на входе. Оба канала вводятся в полость под
смотровую планку.
Для одного из них следует сделать промежуточный канал
с заглушкой 6 в виде винта М4.
Старый всасывающий канал в районе
смотровой планки отделяется резиновым вкладышем 1 прямоугольного
сечения.
Общий вид доработанной подводной части
мотора показан на рис. 27.

В результате доработок полностью
исчезает реактивный момент, система охлаждения надежно работает даже в
заросших водорослями местах и на песчаных перекатах. Гребной винт не
забрасывает песок в водозаборник.
Помимо сказанного следует также улучшить
дренаж редуктора.
Хорошо известно, что в отличие от других моторов,
таких, как "Нептун", "Москва", у "Вихрей" нет дренажных отверстий для
слива воды из внутренней полости дейдвуда.
Поэтому над редуктором, даже
если мотор находится в откинутом состоянии, на транце лодки находится
около 300 мл воды, которая через уплотнение тяги реверса может попасть в
редуктор.
Для устранения этого недостатка нужно
просверлить два отверстия диаметром 4-5 мм с той стороны двигателя, на
которую он разворачивается после откидывания.
Одно отверстие должно быть
расположено сбоку от корпуса помпы (в нижней части дейдвуда), второе — в
корпусе редуктора, напротив выхода тяги реверса. В результате
вероятность попадания воды в редуктор значительно уменьшается.
При другом способе дренажа дренажная
трубка, соединяющая полость редуктора с атмосферой, прокладывается в
выхлопном канале, так что при работе двигателя она постоянно обдувается
горячими газами и водяной конденсат, скопившийся в ней, быстрее
выводится наружу.
Для установки дренажа нужно снять
редуктор с дейдвуда, слить из него масло и разобрать, удалив из корпуса
шестерни и сальники. После этого в верхней его части, около втулки тяги
реверса сверлится отверстие и нарезается резьба под имеющийся штуцер.
Штуцер, смазанный герметиком, вворачивается в корпус редуктора, а
редуктор собирается вновь.
После такой доработки полость через
штуцер соединена с атмосферой. С помощью накидной гайки на штуцере
закрепляется тонкая алюминиевая или медная трубка.
Трубку и штуцер можно
использовать от автомобильного вакуум-корректора.
В задней части дейдвуда, выше
контрольного отверстия системы охлаждения, сверлится отверстие диаметром
чуть больше диаметра трубки. В него вставляется петля из тонкой
проволоки, свободный конец которой выпускается наружу через выхлопной
канал в нижней части дейдвуда.
На свободном конце изогнутой и
обрезанной по месту трубки сверлится поперечное отверстие 0 1 мм, в
которое продевается проволочная петля (рис. 28).

После окончательной сборки в отверстие
на конце трубки вставляется подходящий по размерам шплинт, который будет
предохранять трубку от "ухода" в дейдвуд.
Теперь при стыковке редуктора с
дейдвудом трубка легко "найдет" предназначенный для нее выход.
Дренаж можно выполнить и несколько
другим способом (рекомендация А. Мищенко).
На расстоянии 12 мм от оси переднего
болта крепления редуктора вертикально вниз сверлится отверстие Ø 3,4 мм
на глубину 70-75 мм, затем рассверливается до Ø 6,1 мм на глубину 8 мм и
в него на эпоксидном клее вставляется трубка Ø 6 мм и длиной 10 мм.
Перпендикулярно
вертикальному отверстию, на расстоянии 65 мм от плоскости разъема
редуктор-дейдвуд в полость редуктора, с его передней кромки сверлится
горизонтальное отверстие Ø 3-4 мм, проходящее через первое.
Убедившись в
том, что отверстия пересекаются, горизонтальное отверстие заглушается
несколькими каплями эпоксидного клея (рис. 29).

Если доработка производится на редукторе
современной конструкции, с забором воды в передней его части, то
горизонтальное отверстие Ø 5,1 мм сверлится таким образом, чтобы оно не
более чем наполовину перекрывало вертикальный канал поступления воды к
помпе.
Оставшегося в этом случае проходного сечения канала с избытком
хватает для поступления необходимого количества воды. В отверстие Ø 5,1
мм вставляется на эпоксидной смоле трубка Ø 5 мм длиной 40-45 мм.
После
затвердевания эпоксидки трубку через вертикальное отверстие дренажа
просверливают и заглушают, как и в первом варианте.
В дейдвуде тоже на расстоянии 12 мм от
оси переднего болта крепления редуктора, теперь уже наклонно в полость
дейдвуда, сверлится отверстие Ø5,1 мм для входа трубки дренажа, а в
верхней части дейдвуда — для ее выхода.
Вставив в нижнее отверстие
стальную или медную трубку длиной 400-450 мм, выгибают ее таким образом,
чтобы она была прижата к одной из стенок, а конец ее вышел через
выходное отверстие.
Вверху и внизу трубку приклеивают
эпоксидной смолой с термостойким наполнителем (стекловолокно, порошок
слюды).
После этого в дейдвуде делают проточку под резиновое кольцо,
надеваемое на трубку, которая выходит из вертикального канала дренажа
редуктора.
При установке редуктора кольцо должно слегка поджаться и
герметизировать стык.
Слив воды, попавшей в редуктор, возможен
только при вертикальном положении мотора.
Для этого его нужно снять с
транца или вытащить лодку транцем на берег и выкопать углубление для
редуктора. И то, и другое очень неудобно, особенно, если мотор имеет
дистанционное управление.
Специальное отверстие в крышке редуктора
значительно упрощает слив воды и позволяет его производить прямо на
транце лодки, откинув мотор.
Для этого в передней части крышки делается лыска глубиной 4 и длиной 10 мм, посредине которой до выхода в полость
редуктора сверлится и нарезается отверстие М4.
|