В зависимости от способа
крепления к корпусу транцы подразделяются на две большие группы: съемные и
вклеенные. Съемные транцы применяются для лодок любой формы. В основном
они характерны для лодок с подвесными моторами мощностью до 7,35 кВт (10
л. с.). На лодках с подвесными моторами мощностью до 2,20 кВт (3 л.
с.), которые предпочтительно используются без слани и кильсона, они
незначительно увеличивают массу лодки, время сборки и размеры упаковки.
Наиболее распространенным
креплением съемных транцев (рис. 2.70)
является установка их на кронштейне, монтируемом к формованным
деталям (обычно две вверху для крепления транца и две внизу для его
упора в борт). На лодках О-образной и У-образной форм с надувной
кормовой банкой чаще применяют кронштейны в виде изогнутой рамы из
трубчатых или плоских элементов, повторяющих кривизну борта и
увеличивающих опорную площадь. Иногда кронштейны, к которым крепят
транец, выполнены в виде двух трубчатых рам. Стержни рамы выгнуты вдоль
борта таким образом, что их концы на корме лодки прилегают к надувной
банке или располагаются на некотором расстоянии от нее, обеспечивая
точную установку транца для подвесного мотора. Транец можно закреплять
на корпусе лодки путем пристегивания или пришнуровки его к борту или
настилу ремнями, тесьмой или другими гибкими связями.
Оригинальным решением
конструкции транца для лодок с плоским днищем является выполнение
кронштейна в виде кольцевой упругой пластины цилиндрической формы
(рис. 2.71),

в которую вставляется
кормовой отсек в ненаполненном состоянии. Когда отсек надувается внутри
пластины, она растягивается, выгибается наружу и плотно сцепляется с
поверхностью отсека. На кольцевой пластине установлена транцевая доска
для крепления лодочного мотора. В отдельных конструкциях лодок
встречаются транцы, которые полностью или частично вставлены в карманы.
Карманы изготовляют из прорезиненной ткани или из резины в виде
формованных деталей. Для лодок У-образной формы съемные транцы обычно
располагают враспор между бортами, причем вырезы для транцев по высоте с
двух сторон повторяют кривизну борта лодки. Крепят транцы с помощью
формованных деталей, в пазы или отверстия которых вставляются их концы
(например, на лодках «Орион-8», «Орион-9», «Орион-15»). В США предложен
вариант конструкции съемного транца, который прикрепляют к бортам лодки
с помощью группы штырей (рис. 2.72),
смонтированных на приклеенной к борту накладке. На некоторых моделях
надувных лодок фирмы «Семперит» (Австрия) транец шарнирно присоединяют к
настилу и жестко фиксируют распорками. При наполнении воздухом оболочки
лодки благодаря возникающему давлению транец получает дополнительную
фиксацию. Иногда транец прикрепляют к слани с помощью вертикальной
стойки, которая дает возможность регулировать его высоту
(рис. 2.73).

В патенте США № 4.371.144
приведена конструкция съемного транца для моторов малой мощности,
кронштейн которого с одной стороны опирается на борт, а с другой — на
горизонтальную площадку в днище, на которой размещается груз,
противодействующий нагрузкам мотора (рис.
2.74). На лодках с моторами небольшой мощности верхнюю часть
транца крепят к поперечной трубчатой штанге, концы которой фиксируются в
формованных деталях на бортах (нижнюю часть транца крепят к настилу
лодки).

Герметичность кокпита лодок
У-образной формы, на которых применяются описанные конструкции транцев,
обеспечивается приклеиванием к бортам и днищу до транца или за ним
жесткой (рис. 2.75) или эластичной
перегородки, причем последняя может быть и надувной
(рис. 2.76).
Полость между транцем и
жесткой перегородкой может быть герметичной и использована для
размещения в ней баков с топливом или кессонного ящика для механизма,
обеспечивающего движение лодки (например, водометного турбинного
двигателя). Транец
на катамаранах монтируют на жесткую платформу.
Вклеенные транцы обычно применяют на лодках с подвесными моторами
средней и большой мощностей, имеющих, как правило, жесткий настил и
килеватую форму днища. Они герметично закрывают с кормы внутреннюю часть
лодки. Конструкция вклеенного транца на лодках с мощными подвесными
моторами должна дополнительно предусматривать следующие возможности:
установку моторов с учетом интервала мощностей, ограниченного
техническими данными лодки; закрепление страховочного троса для
подвесного мотора; быстрый съем мотора при аварии; ручное управление
подвесным лодочным мотором с помощью румпеля; прокладку систем
дистанционного управления подвесным мотором (поворот, газ, реверс); слив
воды из кокпита лодки через специальные устройства.
Жесткий транец вставляют
обычно в пазы формованных деталей и приклеивают к ним. Последние, в свою
очередь, вместе с транцем приклеивают к бортам лодки. В некоторых
конструкциях крепления мотора для дополнительного усиления мест
крепления транца в пазах используют фиксирующие накладные детали.
Известен и другой вариант решения крепления, при котором две одинаковые
составные части транца присоединяются с разных сторон к эластичной
перегородке, приклеенной к бортам и днищу (рис. 2.77).
Примечательны также конструкции комбинированных
транцев, состоящих из жестких каркасных и гибких эластичных элементов
(рис. 2.78).

Транец может состоять из
плоских жестких элементов, опирающихся на верхнюю и нижнюю части борта,
и натянутого между ними полотнища.
На
рис. 2.79 показан вариант установки транца между частично
загнутыми внутрь кормовыми оконечностями.
Транцы вклеивают, как
правило, на расстоянии от носовой части 4/5 длины корпуса и
под углом 7 — 8°. Такое техническое решение повышает безопасность и
остойчивость лодок, улучшает условия выхода лодок на глиссирование,
повышает их скорость, позволяет полнее использовать тягу мотора. В
некоторых конструкциях с целью использования кормовой части лодки для
специальных случаев эксплуатации транец располагают в центральной части
лодки. Подвесной мотор устанавливают на транце на определенной высоте,
поэтому в транце большегрузных лодок делают вырез, чтобы заглубить
мотор, а часто и несколько моторов на необходимую для их нормальной
работы глубину. Иногда для регулировки высоты транца применяют подвижные
накладки, которые перемещаются по высоте транца с фиксацией в
определенных положениях. Для того чтобы укладка большегрузных надувных
лодок с жестким днищем была более компактной по высоте, транец выполняют
из двух шарнирно соединенных частей, причем шарнирное соединение
располагают так, чтобы оно приходилось выше уровня воды.
Предыдущая страница
Содержание
Следующая страница
Еще
по теме:
Установка на лодку подвесного двигателя.
Высота
транца. Угол наклона двигателя.
Установка мотора на кронштейне. Подвесной мотор на надувной лодке,
байдарке, яхте.
Две конструкции стоек для
подвесного мотора.
Тележка для перевозки
подвесного мотора.
Установка транца на
О-образную надувную лодку.
|