Угол наклона
двигателя.
Угол наклона
двигателя может быть скорректирован изменением позиции штырька в струбцине
навески двигателя. Перестановку штыря регулировки наклона двигателя следует
производить только на выключенном двигателе.
Угол наклона
двигателя - важный параметр для получения наилучшего показателя работы двигателя
и движения судна. Угол должен быть скорректирован так, чтобы антикавитационная
пластина двигателя была расположена параллельно водной поверхности при движении
судна, когда двигатель работает на полных оборотах.
Разные типы
моторов имеют различные диапазоны регулировки угла наклона двигателя. Диапазоны
регулировки для некоторых моделей (в градусах):
Большинство
импортных двигателей 5 - 15
"Ветерок - 8/12" 0
- 10
"Нептун - 23" 5 -
15
"Вихрь" 5 - 15
"Салют" 4 - 24
Из таблицы
видно, что минимальный угол наклона транца для большинства моторов находится в
пределах 5 - 15 градусов. Если Вы еще не купили (или собираетесь покупать)
лодку, то обязательно поинтересуйтесь у продавца этой важной характеристикой.
Если угол
наклона транца окажется меньше 5 градусов, то нормально Вы сможете
эксплуатировать только "Ветерок". С остальными двигателями лодка будет сильно
задирать нос.Если угол наклона транца будет выше 15 градусов, то Ваш выбор
ограничен маломощным "Салютом". С другими двигателями лодка будет "зарываться"
носом.
Распределение
груза.
Правильное
распределение груза внутри судна (людей и грузов) существенным образом влияет на
возможности судна. К примеру:
Смещение веса к
корме:
-
В общем увеличивает скорость судна
-
Излишнее смещение груза заставит судна прыгать "по-дельфиньи"
-
Нос судна начнет хлопать по мелкой волне
-
Судно начнет захлестывать волна
Смещение веса к
носу (баку):
Установка
двигателя. Советы специалиста.
Поразительно,
насколько два совершенно идентичных лодочных двигателя ведут себя по-разному на,
казалось бы, одинаковых лодках. Английский эксперт Пауль Леммер дает пояснения и
ценные советы по установке и настройке двигателя.
Его подход
несколько отличается от традиционной методики, изложенной в русских книгах.
Однако зачастую, именно стороннее мнение может привести к оптимальному решению.
Признайтесь, что
не раз удивлялись тому, насколько по-разному ведут себя на воде два идентичных
лодочных мотора на практически одинаковых лодках.
В отличие от
автомобилей или пластиковых лодочек, изготавливаемых методом штамповки и потому
так похожих в движении и с мотором и под веслами, подвесные двигатели собираются
вручную, впрочем, также как и надувные лодки. Поэтому и надувные лодки на воде
то же ведут себя по-разному.
Одна из причин
определяется разными конфигурациями профиля днища, которое обладает своими
особыми гидродинамическими характеристиками. Для установки мотора на лодку
каждый раз заново приходится выбирать наилучшее место, что вообще-то является
длительной процедурой.
Большинство изготовителей надувных лодок и, особенно RIB
лодок, заранее производят замеры и наносят на транец лодки контуры крепления
мотора, указывая пользователю, что это лучшее место крепления мотора.
Однако,
признавая способность мастерового создать хорошую, красивую и надежную надувную
лодку, мы не можем быть уверены в том, что изготовитель лодки одновременно
является и экспертом по моторам, особенно для такого сложного изделия, как
RIB-лодка.
Есть
специалисты, вооруженные лучшими инструментами и научными знаниями гидро- и
аэродинамики, которые могут идеальным образом настроить судно для гонок на
рекордных скоростях.
Взяв самый мощный мотор, такой специалист всегда навесит
его на транце повыше, причем сместит его поближе к правому борту, что и
обеспечит, в конечном итоге, лучшие скоростные показатели и управляемость судна
на гонках, но такая навеска мотора не всегда может быть наилучшей.
Форма днища,
распределение груза, размеры двигателя и его вес по отношению к массе лодки и,
прежде всего, тип винта – все это влияет на выбор места установки двигателя.
Для примера
рассмотрим 5.5-метровую надувную лодку с гладким пластиковым днищем профиля
“глубокое V” с консолью управления, четырьмя сиденьями, топливным баком, топом в
виде А-образной рамы, дистанционным управлением и подвесным мотором среднего
размера мощностью в 50-115 л.с.
По теории, мотор
должен быть смещен к правому борту на 5 см для компенсации вращающего момента,
создаваемого вращением винта.
Такого небольшого смещения может быть достаточно
для компенсации “увода” лодки из-за вращающего момента винта, хотя с некоторыми
днищами такие рекомендации не работают.
Чем мельче профиль “глубокое V”, тем
меньшее смещение требуется к правому борту, в то время как сравнительно более
заглубленное днище потребует и большего смещения мотора на транце. Некоторые
днища имеют специальные профили, компенсирующие эту силу, так что и смещения
мотора от центрального сечения может не потребоваться.
Определив
желаемую величину смещения мотора на транце, нужно выбрать правильную высоту
установки мотора. При этом окажется, что важнейшим, если не определяющим
фактором является расстояние от обреза днища до антикавитационной плиты на
дейдвуде мотора.
По мнению автора статьи, антикавитационная плита должна
располагаться на 2 см выше обреза днища лодки. Такая установка обеспечивает
наилучшие условия для эксплуатации подвесного мотора.
Из этого положения мотор
всегда может быть поднят при помощи традиционных подъемных средств, шаг за
шагом, для выбора подходящей высоты навески на различных скоростях движения. В
общем же случае, чем выше мотор навешен, тем эффективнее он работает,
разумеется, если не принимать во внимание ущерб от кавитации винту и мотору.
Стандартная
5,5-метровая RIB-лодка должна позволять смещать мотор на одну проушину крепления
мотора без необходимости смены винта.
Для этого антикавитационную плиту можно
разместить примерно на 4 см выше линии обреза днища: это упростит регулировку
положения мотора по высоте и тем самым улучшит ходовые характеристики лодки.
Удаление антикавитационной плиты от обреза днища должно сопровождаться смещением
мотора на транце относительно центрального сечения корпуса лодки.
Замена легкого
алюминиевого винта на стальной, резко повысит эффективность работы двигателя.
Выбор винта для мотора - процесс творческий и напоминает выбор покрышек или
амортизаторов для автомобиля для достижения наилучшего соотношения между
нагрузкой и жесткостью подвески. Никто без эксперимента не возьмет на себя
смелость рекомендовать тип винта для “средних” условий.
Проще и быстрее
это сделают специалисты, которые смогут понять потребности владельца судна и
подобрать винт для конкретного применения.
Некоторые
изготовители лодок используют винты собственной разработки. Это дороже, но такой
винт позволит пользователю лодки не ошибиться в выборе.
Правильно
подобранный винт может заставить надувную лодку просто “летать”. На рынке
имеется огромное количество великолепных винтов “Cleaver”, “Spoon blade”,
“Cupped”, “Hi-five”, “Raker”, “Ballistic”, “Laser”, “Over-hub” и “Thru-hub” –
для любых условий и любых моторов, что позволяет добиваться самых лучших
показателей совместной работы RIB-лодки и мотора.
Идеальным винтом
считается тот, который позволит мотору развить максимально возможное количество
оборотов при 80%-ной загрузке лодки. Если максимальные обороты достигнуты при
полной загрузке судна, то мотор может превысить допустимые обороты при неполной
загрузке лодки.
С другой стороны, если самые большие обороты мотор развивает при
небольшой загрузке лодки, то при увеличении нагрузки мотор будет “задыхаться”. В
результате того, что слишком малая и слишком большая загрузка лодки увеличивает
потребление топлива и сокращают расстояние, которое можно пройти на единицу
расхода горючего, становится понятной важность правильного подбора винта для
наиболее часто используемой загрузки лодки.
У винта, вообще-то, всего два
измерения: диаметр и шаг. Диаметр – это наибольший размер винта по лопастям. Для
грузовых лодок рекомендуются винты большего диаметра, что позволяет судну
уверенно чувствовать себя при полной нагрузке.
Шаг винта – это длина винтовой
поверхности, образуемая лопастью винта за один оборот. Этот параметр необходимо
учитывать для обеспечения условий движения лодки с высокими скоростями и, при
этом, экономично.
Увеличение шага
винта, при одних и тех же оборотах мотора позволит существенно увеличить
скорость судна. Это не только повысит эффективность работы двигателя, но и
уменьшит удельное потребление топлива, а также повысит управляемость лодки на
скоростных поворотах.
Определяющим
также является материал, из которого изготовлен винт. Это, зачастую, даже
важнее, чем мощность мотора. Для моторов мощностью 50-110 л.с. лучший выбор –
алюминиевые или стальные нержавеющие винты. Алюминий - дешевле, мягче и более
гибок.
А потому, алюминиевые винты наилучшим образом подходят к лодкам для
отдыха на воде или для коммерческого применения, когда скорость и эффективность
мотора не являются ключевыми параметрами. Алюминиевые винты под нагрузкой могут
прогибаться, что особенно заметно на мощных моторах, что вызывает кавитацию и
выход винта из воды с одновременной потерей скорости.
Замена алюминиевого винта
на стальной сразу же заметно скажется на характеристиках лодки. Поскольку
лопасти стальных винтов обычно совсем не гнутся, именно с такими винтами можно
смело поднимать крепление двигателя на одно отверстие вверх в целях подбора
наилучших параметров для работы мотора.
Форма лопастей
винта – важный параметр эффективной работы мотора. Стальные винты всегда лучше
при любой форме лопастей: простая замена алюминиевого винта на стальной позволит
достичь максимальной эффективности мотора без всяких дополнительных настроек.
И,
тем не менее, при установке мотора всегда следует обращать внимание на два
момента: во-первых, следует убедиться, что при больших углах отклонения мотора
на максимальном ходу не возникает кавитации и, во-вторых, что система водяного
охлаждения работает устойчиво. Всос системы водяного охлаждения располагается на
дейдвуде прямо над редуктором вала винта.
|